Тысяча и один миф о чипизации. Зачем я вживил себе чип?
Я стал первым в мире человек, который решился внедрить имплант на постоянной основе. Сделал это ради удобства — чтобы не носить с собой банковские карты, ключи, гаджеты, а открывать двери и расплачиваться взмахом руки.
По прогнозам Bloomberg, к 2025 году рынок дополненной реальности и микрочипизации будет оцениваться в $2,3 млрд. О чипизации сейчас не говорит только ленивый. Илон Маск запустил вирусное видео, как обезьяна с чипом в головном мозгу управляет приставкой при помощи мыслей. Ученые из BrainGate при помощи того же чипа подключили людей, страдающих от паралича, к интернету, и теперь пациенты ищут информацию в поисковых системах и набирают текст на компьютере без помощи рук.
Вместе с тем, чипирование вызвало волну негодования у сторонников теории заговора. Чего только не услышишь. Дескать, чипируют через вакцины от COVID, а сам чип — биологическое оружие, после внедрения которого можно стать коровой. Всему виной непонимание, что такое чип и как работают современные технологии.
Чем продиктован интерес к чипизации
Необходимость — мать изобретений. Идея, что человек может стать лучше, выносливее, трудоспособнее, заставляет обращаться к биохакингу.
В 2005 году я засиделся на работе допоздна и, собираясь идти домой, попытался открыть дверь, как вдруг обнаружил, что она захлопнулась. В офисе был экстренный выход, но обычно персонал не пользуется им. К тому же, оказалось, что я забыл ключи. Переночевав в офисе, я понял, что нужно искать решение — дать понять двери, что именно я хочу выйти. Конечно, сейчас внедряются такие технологии, как биометрика, сканирование сетчатки глаза, но в 2005 году в нашей компании таких инноваций не было. Да и сейчас эти вещи практически не применимы для входной двери, технологии стоят дорого и на практике являются громоздкими. С другой стороны, можно воспользоваться магнитами — прикладываете их к дверям и выходите. Но мне захотелось создать чип, основанный на технологии RFID (радиочастотная идентификация — определение личности посредством считывания радиосигналов с транспондеров).
Тут-то я и подумал. Если сейчас активно чипируют кошек и собак, так почему нельзя применить ту же технологию в отношении людей?
Стоимость вживления мне первого чипа была $40. Это был чип EM4102 (Phidgets USA / известен как Trossen Robotics). Он был нестерильным, поэтому я организовал стерилизацию самостоятельно; второй чип, который я вживил позже — RFID-транспондер Philips HITAG 2048S. Он также не отличался особым качеством материала. Это и заставило меня задуматься о создании собственного производства чипов.
После чипирования моя жизнь стала комфортнее. Последний раз я брал ключи, выходя из дома, 16 лет назад. Чипирование повлияло на мою жизнь и в коммерческом плане. Люди обращаются ко мне за советом, просят вести блог, написать книгу, я основал две компании.
С 2013 года я создаю, проектирую, разрабатываю и продаю чипы в рамках бренда Dangerous Things. Стартовый капитал составлял $12 млн, это были мои личные сбережения. Первые наборы для биохакинга стоили от $40 до $100, затем, по истечении пару лет после основания компании — $150−$200.
В первый год работы нам удалось продать около 500 чипов, в 2014 году доход компании Dangerous Things составил $100 тысяч, в 2015 — $150 тысяч.
С 2018 года существует компания VivoKey — мы предлагаем решения в области высокой криптографии и создаём NFC-транспондеры. NFC — это ближняя бесконтактная связь, которая даёт возможность обмениваться данными на расстоянии до 10 см.
Можно ли взломать чип?
Я часто слышу прогнозы: однажды весь мир чипируют, и тогда хакеры будут легко взламывать человека, проникать в его мозг, управлять мыслями. Эта идея ошибочна.
За исключением VivoKey, нет системы, которая бы использовала чип в качестве аутентификации, подключалась к серверу в интернете или облаку. В VivoKey мы знаем о рисках, возникающих в сфере кибербезопасности, регулярно обновляем технологии. Файерволы и виртуальные приватные сети VPN работают над блокировкой нежелательных IP-адресов и атак на Wi-Fi, идущих по сторонним каналам.
С другой стороны, есть чипы, спроектированные без учёта безопасности. Но и в таком случае нельзя взломать чип — это все равно что рассуждать о хакерской атаке на QR-код. Его можно физически изменить, но не взломать. Точно так же функционал чипа встроен лазерной литографией в силикон, и вы не можете влиять на него.
Слухи о взломе чипов появились после атак на рабочие магниты низкой стоимости, которые позволяют попасть в помещение. В этом случае возможна хакерская атака: преступнику нужно лишь считать ID с другой стороны магнита, а затем скопировать его на активную электронику. Но, опять же, и здесь речь идет о клонировании магнита, а не о непосредственном взломе.
Многие считают даже, что чип — это масштабная компьютерная система, взаимодействующая с мозгом. Такие слухи вызваны банальным непониманием, что такое чип.
Да, можно взломать систему, с которой работает чип. Но те, кто сканирует случайные RFID-теги или ID, ничего не знают о вас. Все равно что найти на земле банковскую карту — максимум, вы можете снять чужие деньги, если подберете пароль, но ничего не узнаете о владельце.
Дорогу осилит идущий
Создание чипов стало одной из самых тяжелых задач в моей жизни.
В первый год работы нам удалось продать около 500 чипов
Вначале, чтобы проанализировать рынок чипов, я заказал массу транспондеров с низкой частотой 125 кГц. Провел бесчисленное количество тестов. Оказалось, что они были сделаны из низкопробного материала, токсичного биопластика. Тогда мы нашли два предприятия, с высокими стандартами качества. Но и эти материалы принадлежали турецким производителям. У них не было реальной гарантии качества. Мы пришли к выводу, что будем производить NFC-транспондеры на частоте 13,56 мГц. Это выше, чем обычный имплант. Мы самостоятельно делали сборку и так получили возможность контролировать качество.
Ещё одна проблема на начальном этапе была связана с непониманием, в каких объемах производить чипы. Ведь сразу приходится задавать вопрос: готовы ли мы инвестировать в создание огромного количества чипов, или продукт не будет востребованным? Но эту проблему решили, создали продукт и множество раз его протестировали. Например, на моей руке недавно появился шрам — так как я тестировал один из девайсов, вставил его в руку на месяц и затем вытащил. Мне нужно было убедиться, что чип можно заменить.
Ответ изобретателя скептикам
Мне говорят, что чип — продукт дьявола, что государство следит за нами. Мне пишут, что я ужасный человек, и мои изобретения смехотворны. Но у меня больше нет ни сил, ни времени на то, чтобы доказывать свою правоту. Моя цель — совершенствовать человеческие возможности.
Также хочется сделать изобретение, которое позволит легко «редактировать» генетический код, взаимодействовать с нейронами в головном мозгу. На сегодняшний день все инновации меняют нашу жизнь извне. Так, вы летаете в самолёте, общаетесь с людьми на другом конце Земли через интернет и считаете себя Богом, но ни одна из перечисленных вещей не встроена в вас. Но хорошо спроектированный имплантируемый девайс, который не требует дополнительного управления, приближается к совершенствованию человеческой личности.
Мне нравится, какой стала моя жизнь после внедрения чипа. На данный момент, у меня есть семь девайсов, и я пользуюсь ими для различных систем. Для меня чипирование равноценно свободе и возможности делать ежедневные вещи безо всяких усилий.
По моему мнению, чип должен объединить комфорт и безопасность. Чип работает не только в физическом, но и в цифровом пространстве. Вы легко переключаетесь между сервисами и сайтами — с минимальным недовольством и максимальным удобством. Вы имеете возможность отказаться от мультифакторной аутентификации, которая сейчас требует от вас отложить все дела и вводить код на смартфоне. Чипирование сведёт к нулю дискомфорт, связанный с аутентификацией, ведь это не магнит и не токен, а, по сути, часть вас.
Никто не говорил, что будет легко
Каждая новаторская вещь вначале сталкивается со шквалом критики. Непринятие чипирования связано со страхом, злостью, смущением и невежеством. Люди думают, что чип можно встроить через вакцинацию от коронавируса. Пользователи боятся, что за ними будут следить. Но такие мысли связаны с нежеланием разобраться в работе технологии. К сожалению, сегодня широкая общественность больше интересуется сенсациями, чем наукой. Сейчас информации масса, и люди просят, чтобы их удивили. Но никто не хочет долго вникать и разбираться в научных понятиях.
Ложная информация о чипах идёт из Голливуда, где чипирование показано как устройство для удаленной слежки, девайс, которым можно убить. Но если бы люди изучали математику, они бы поняли абсурдность таких заявлений.
Я не обвиняю людей за осторожность. Но грустно, что мы не реализовываем человеческий потенциал, потому что выбрали дорогу страха и невежества.
Мечтать не вредно
Наука не стоит на месте, и я с огромным интересом читаю о том, что изобретают другие продвинутые компании. Так, с нетерпением жду новостей о нейронных связях, которые достигнут идентичного уровня безопасности и функциональности. Обычно изобретатели создают продукцию, а потом оснащают ее инструментами безопасности. Но когда речь идёт о вживлении имплантов в головной мозг, нужно позаботиться о безопасности сразу же.
Стоимость вживления мне первого чипа была $40
Я представляю, что через некоторое время у нас будет имплантируемый магнит, который встраивается в ткань тактильных нервов. Когда магнит вибрирует, вы попадаете в определенное магнитное поле, ваши тактильные нейроны активируются. Мозг получает сигнал и, к примеру, узнаем что-то новое о конкретной локации. Либо вам не нужно аудиоустройство, чтобы послушать музыку, магнит генерирует ощущение, и вы будто слышите желаемую композицию. Встроив такие процессы в когнитивную систему, мы расширим собственные горизонты и, по сути, раскроем шестое чувство. Или, к примеру, вы читаете в Google интересную информацию, но не можете прочувствовать ее полностью. А посредством виртуальных магнитов вы встраиваете такие сведения в мозг и получаете новые смыслы. Вы сможем интерпретировать любые сведения по-новому, разве это не удивительно?