ЧВК, которой нет. Как мифы о наемниках-«вагнеровцах» мешают расследовать совершенные ими преступления — Foreign Policy
За семь лет существования частной военной компании (ЧВК) Вагнера деятельность российских наемников обросла множеством мифов, которые теперь мешают расследовать совершенные ими преступления.
Об этом пишет в своем материале американский журнал Foreign Policy, называя главным из таких мифов представление о ЧВК Вагнера как о единой целостной структуре. НВ предлагает ознакомиться с полным переводом статьи под названием Российской группы Вагнера в сущности не существует (Russia’s Wagner Group Doesn’t Actually Exist), которую написала Эми Маккиннон, специальный автор Foreign Policy по темам национальной безопасности и разведки.
***
В течение последних семи лет из зон боевых действий и нестабильных стран по всему миру просачиваются сведения о теневых группах наемников, действующих под знаменем российской частной военной компании (ЧВК) Вагнера.
Отчет группы экспертов ООН, опубликованный в конце прошлого месяца, уличает российских инструкторов Вооруженных сил Центральноафриканской Республики (ЦАР) в беспорядочных убийствах, грабежах и насильственных похищениях, совершаемых совместно с военными ЦАР. В то время как в отчете Совета Безопасности ООН не упоминается о связи этих инструкторов с ЧВК Вагнера, отсылки к ней есть в новостных сообщениях и в материалах рабочей группы ООН по вопросу об использовании наемников.
Активность боевиков обширной сети Вагнера простиралась от Украины, где они воевали бок о бок с российскими и сепаратистскими силами, до Мозамбика, где их наняли для борьбы с повстанцами. Но эта группа бросает вызов общепринятому понятию о частных военных подрядчиках, поскольку объединяет наемную деятельность с добычей природных ресурсов, продвигая в то же время внешнеполитические задачи Кремля. Будучи формально частной, группа предположительно тесно связана с российским аппаратом госбезопасности, хотя правительство РФ отрицает эту связь. Туманная природа этой сети [ЧВК Вагнера] представляет собой огромную проблему для жертв, правительств и международных организаций, стремящихся привлечь группу к ответственности за предполагаемые зверства.
Что представляет собой ЧВК Вагнера?
Первое, что стоит понять о группе Вагнера — это то, что группы Вагнера, скорее всего, не существует. Насколько могут судить исследователи, нет единой зарегистрированной бизнес-структуры под названием «Вагнер» [или ЧВК Вагнера]. Это название появилось скорее для того, чтобы обозначить сеть бизнесов и групп наемников, которых связывают пересекающиеся логистические сети и схемы собственности. Структуры, образовывающие эту сеть, описаны в санкционных документах Министерства финансов США как вовлеченные в широкий спектр видов деятельности, в том числе подавление демократических протестов, распространение дезинформации, добычу золота и алмазов, а также участие в военизированной деятельности.
В том виде, как она существует сейчас, группа впервые появилась в Украине в 2014 году, где помогала российским военным в ходе аннексии Крыма. «Украина была, по сути, началом, отправной точкой для ЧВК Вагнера», — говорит Сергей Суханкин, старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда. С тех пор паутина военизированных формирований и компаний распространилась на Сирию — где они воевали в поддержку осаждаемого президента Башара аль-Асада, обеспечивая при этом плацдарм в энергетическом секторе страны — а также Ливию, Судан, Мадагаскар, Мозамбик и Центральноафриканскую Республику. Хотя название «ЧВК Вагнера» стало удобным сокращением для описания этой непрозрачной и обширной сети, эксперты предупреждают, что это может помешать нам разобраться в том, как она функционирует.
«Крайне проблематично, что мы продолжаем называть их «группой Вагнера» [или «ЧВК Вагнера"], поскольку это делает их похожими на призрачных дельцов, которых невозможно выследить, хотя на самом деле это вовсе не так», — говорит Кэндис Рондо, старшая научная сотрудница Центра изучения войны будущего (Center on the Future of War), совместного проекта Университета штата Аризона и аналитического центра New America.
«Это очень затрудняет работу законодателей и политиков, которые стремятся справиться с рисками, пресечь, сдержать или смягчить их. Если они не могут должным образом осмыслить проблему, то не смогут и решить ее надлежащим образом», — говорит Рондо.
Та информация о сети [ЧВК Вагнера], которой мы располагаем, была кропотливо собрана по крупицам журналистами-расследователями, исследователями, в отчетах ООН и [западных] правительств, а также из корпоративных документов, полученных Центром Досье — базирующейся в Лондоне расследовательской организацией, которую финансирует уехавший из России олигарх Михаил Ходорковский.
Российские репортеры, подготовившие некоторые из самых подробных репортажей о группе, делают их с большим риском для себя. В 2018 году группа российских журналистов, отправленная в Центральноафриканскую Республику для освещения деятельности ЧВК Вагнера в этой стране, была убита из засады, вероятно тщательно спланированной. Репортер Максим Бородин, сообщавший о гибели боевиков Вагнера в Сирии в 2018 году, скончался в том же году, выпав с балкона своей квартиры. Другим угрожали, их преследовали.
Кто такой Евгений Пригожин?
Хабом, объединяющим действующую по всему миру сеть, является Евгений Пригожин — близкий соратник президента России Владимира Путина. Он предположительно оказывает финансовую поддержку группе Вагнера и неоднократно подвергался санкциям со стороны США за финансирование Агентства интернет-исследований, более известного как «фабрика троллей», которая вмешивалась в выборы в США в 2016 и 2018 годах. Ряд компаний, связанных с Пригожиным, также попали под санкции Министерства финансов США за их операции в Африке.
«Роль Пригожина в Судане подчеркивает взаимосвязь между военизированными операциями России, поддержкой авторитарных режимов ради их сохранения и эксплуатацией природных ресурсов», — значилось в прошлогоднем пресс-релизе Минфина США о введении санкций.
Пригожин неоднократно отрицал любую связь с группой Вагнера или Министерством обороны России.
В отличие от других российских олигархов, зарабатывавших деньги в энергетическом и финансовом секторах, империя Пригожина началась с оптовой торговли колбасой в Санкт-Петербурге в 1990-х годах, где Путин тогда был скромным советником мэра города. В конце 1990-х Пригожин развернулся, открыв ресторан, который часто посещал Путин в начале своего президентского срока, нередко в компании высокопоставленных иностранных лиц, включая президента США Джорджа Буша. Затем он расширил свою деятельность в сфере общественного питания, заполучив выгодные контракты на обеспечение Кремля, школ и российской армии, за что получил прозвище «повар Путина».
Как связана ЧВК Вагнера с правительством России?
Пригожин, не имеющий никакого военного опыта, — маловероятный кандидат для того, чтобы непосредственно руководить международной сетью военизированных формирований или операциями с целью политического влияния. Однако его бэкграунд — опыт сотрудничества с Министерством обороны РФ — и его очевидно близкие отношения с Путиным приводят экспертов к убежденности в том, что его использовали как посредника для сокрытия деятельности российского государства. Правительство США охарактеризовало группу Вагнера как «марионеточную» силу российского Министерства обороны, поскольку ее бойцы тренируются на базе в Молькино на юге России [Краснодарский край РФ], которую делят с российским спецназом.
«Я думаю, что он [Пригожин] посредник, подрядчик, — говорит Кимберли Джой Мартен, эксперт Колумбийского университета. — Я уверена, что он получает огромные выплаты „сверху“, будучи подрядчиком, и кроме того, владеет теми компаниями, которые, похоже, получают выгоду в случаях, когда речь идет о добыче полезных ископаемых или нефти [в местах активности боевиков Вагнера]».
Передача субподрядчикам рискованных и экспериментальных операций в нестабильных государствах обеспечивает Кремлю «ширму» правдоподобного отрицания [своей причастности] и позволяет избежать внимания общественности к любым боевым потерям. Кремль пытался замять гибель сотен боевиков Вагнера в Сирии, оставив в замешательстве скорбящие семьи.
Частные военные компании в России вне закона, что дает Кремлю возможность расправиться с группой, если он решит это сделать. Это также создает вакуум ответственности в отношении жертв злодеяний, предположительно совершенных боевиками сети.
«Это огромная проблема, — говорит Сорча МакЛауд, член рабочей группы ООН по вопросу об использовании наемников, независимого объединения экспертов, изучавших деятельность ЧВК Вагнера в ЦАР. — Россия ответила нам, что этой структуры не существует на каких-либо законных основаниях, что [частные военные компании] не разрешены российским законодательством и что согласно ему наемничество вне закона».
«Что касается ЦАР, то проблема ответственности [за преступления ЧВК] стоит столь остро, поскольку люди на местному уровне не знают, с кем имеют дело и куда можно пожаловаться, не испытывая опасений», — рассказывает она. Правительство Центральноафриканской Республики недавно проинформировало группу ООН о том, что оно намерено создать комиссию по расследованию сообщений о предполагаемых надругательствах. «Мы приветствуем создание такой расследовательской комиссии, но она должна быть эффективной», — отметила МакЛауд.
Час расплаты может прийти — рано или поздно. В мае родственники сирийца по имени Мухаммад «Хамди Бута» Таха аль-Абдуллах, подвергнутого жестоким пыткам и обезглавленного российскими наемниками в Сирии, подали судебный иск в Москве против шести мужчин, причастных к его смерти. Это стало первым случаем, когда кто-либо попытался привлечь боевиков Вагнера к ответственности в суде. Хотя рассмотрение дела может занять годы, адвокаты надеются, что оно дойдет до Европейского суда по правам человека и прольет свет на деятельность группы.
При чем здесь Вагнер?
В этом вопросе фактологический разбор мифов, сформированных вокруг группы Вагнера, становится особенно проблемным. «Мы действительно не знаем, откуда взялось это название, — говорит Суханкин. — Во многих случаях это удобное клише».
Имя «Вагнер» предположительно было псевдонимом (позывным) Дмитрия Уткина, бывшего подполковника российской военной разведки ГРУ и одного из первых командиров группировки [российских наемников] в боях на востоке Украины. Как утверждалось, Уткин был большим почитателем нацистской Германии, в том числе любимого композитора Адольфа Гитлера — Рихарда Вагнера. В 2016 году Уткин был запечатлен на церемонии в Кремле, посвященной почтению «доблести» «военных и гражданских лиц, проявивших особое мужество и героизм». Однако с тех пор его больше не видели на публике.
Пригожин, похоже, любит потакать формированию мифологического образа ЧВК Вагнера. Сообщалось, что он профинансировал три полнометражных боевика о бойцах группы в Ливии и Центральноафриканской Республике. Фильм Турист, премьера которого состоялась в начале нынешнего года в Банги, столице ЦАР, представляет героический образ группы российских военных советников, отправленных в страну для борьбы с жестокими группировками повстанцев.