Фокус на работника: как COVID-19 ускорил эволюцию рынка труда
Вместе с «Филип Моррис Украина» и EY выясняем, как трансформировался рынок труда за последний год и что привлекает сотрудников во времена неопределенности.
Пандемия COVID-19 сменила приоритеты на рынке труда. Компании были вынуждены разнообразить формы трудовых отношений, предоставлять возможности гибкой и удаленной работы. А поскольку долгосрочный успех заключается в способности привлекать и удерживать таланты, умение адаптироваться стало необходимым условием развития HR-бренда. Согласно данным LinkedIn (Global Recruiting Trends 2017), 80% компаний отметили влияние бренда работодателя на способность привлекать кандидатов даже до пандемии.
Для анализа тенденций на украинском рынке труда EY проводит ежегодное исследование "Лучший работодатель", в котором респонденты (профессионалы и молодые специалисты) делятся предпочтениями по выбору работы. По результатам, IT, FMCG и сфера профессиональных услуг уже 5 лет остаются наиболее привлекательными отраслями как среди молодых специалистов, так и среди опытных кандидатов. Среди ТОП-работодателей в 2020 году: Google, «ДТЕК», Coca-Cola, Microsoft, SoftServe, «Филип Моррис Украина» и аудиторско-консалтинговые компании «Большой четверки».
«Ковидные» изменения: ускорение эволюции на рынке труда
Пандемия ускорила темпы развития процессов, которые уже происходили:
- рынок труда стал более глобальным благодаря виртуальной работе и «тихой» миграции;
- спрос на цифровые навыки стремительно вырос;
- привлекательность отраслей и компаний существенно изменилась;
- появились и продолжают появляться новые виды деятельности.
Организации пересматривают роли и навыки, необходимые для эффективной деятельности бизнеса в условиях новой реальности. Важным трендом является также разнообразие рабочей силы. А чтобы привлечь кандидата, работодателю необходимо сделать акцент на здоровье и благополучии работников.
«2020 год показал, что компании, которые проводили системную работу с брендом работодателя, имели возможность улучшить уровень вовлеченности и лояльности работников. В дальнейшем конкурентное преимущество будут иметь организации, которые фокусируются на людях, понимают их потребности и способны обеспечить персонализированное ценностное предложение», — отмечает менеджер практики People Advisory Services компании EY в Украине Яков Акулов.
«COVID-19 стал испытанием корпоративной культуры. Для нас, как и для многих других, прошлый год был непростым, но мы смогли достичь результата именно благодаря нашим сотрудникам», — рассказывает руководитель отдела по привлечению талантов Филип Моррис в Украине, Грузии, Армении и Молдове Алёна Хархан.
Алёна Хархан,
руководитель отдела по привлечению талантов Филип Моррис в Украине, Грузии, Армении и Молдове
Основные тенденции в процессе поиска работы
В связи с пандемией изменилось и распределение каналов коммуникации. По данным исследования EY, для профессионалов приоритетность социальных сетей немного выше, чем для студентов. Они больше пользуются Facebook и LinkedIn, а студенты — Instagram и Telegram. Популярными остаются порталы по трудоустройству и корпоративные сайты компаний.
В 2020 году выросла приоритетность событий с участием экспертов компании как источника информации — проведение онлайн-вебинаров, виртуальных ярмарок вакансий и тому подобное. На таких мероприятиях о работодателях узнавали 79% студентов и 74% профессионалов. Важным источником информации о работодателях остаются рекомендации от родственников и знакомых — их назвали 50% профессионалов и 42% студентов. Для последних еще один популярный источник — стажировка в компании.
«За 5 лет корпоративная культура как фактор привлекательности работодателей поднялась с 4 на 1 место по приоритетности (по оценкам 66% респондентов). В ТОП-3 фактора привлекательности для профессионалов входят также возможности личностного и профессионального роста (64%) и размер заработной платы (64%). Для сравнения, 70% студентов главным критерием выбора считают возможность карьерного роста», — комментирует старший консультант практики People Advisory Services компании EY Антон Михеев.
Опыт «Филип Моррис Украина»
В 2020 году компания «Филип Моррис Украина» заняла второе место в перечне ТОП-5 работодателей для профессионалов, и третье — среди студентов. По словам Елены Хархан, залог успеха компании как работодателя в условиях пандемии — умение слушать и слышать своих сотрудников, постоянно давать им обратную связь.
«Мы ставим наших людей в центр практик по работе с персоналом. И это не просто слова», — рассказывает эксперт.
Если раньше компания проводила исследования вовлеченности персонала раз в год, то сейчас работает система, позволяющая получать обратную связь от людей на разных этапах «пути»: во время адаптации в компании или на новой роли, во время проведения ежегодной оценки эффективности и тому подобное. Это дает возможность постоянно быть в курсе, понимать, что компания делает правильно, а что нужно изменить. В прошлом году фокусами стали забота о здоровье и благополучии сотрудников, создание новых форматов работы и взаимодействия, прозрачность и двусторонняя коммуникация, поддержка профессионального и карьерного развития.
«Мы обеспечили всех наших сотрудников и членов их семей средствами безопасности, пересмотрели страховые программы для диагностики и лечения COVID-19, ввели программу психологической и эмоциональной поддержки вместе с международным партнером Lifeworks», — делится Алёна Хархан.
COVID-19 заставил изменить подход к работе, ведь к переходу на дистанционную форму готовы были не все. В «Филип Моррис Украина» практика удаленной работы была достаточно давно. Однако пришлось пересмотреть подход к работе на производстве для создания безопасных условий для людей, которые продолжали посещать фабрику. Кроме того, быстро происходила адаптация работы команды по продажам к новым реалиям. Если IT и бизнес-системы были готовы к этим изменениям, то сотрудники испытывали недостаток общения.
Именно поэтому коммуникация стала еще более важным аспектом во взаимодействии как с сотрудниками внутри компании, так и с потенциальными кандидатами. Для этого в «Филип Моррис Украина» создали чат-бот, который постоянно позволяет быть на связи, ввели онлайн-встречи на актуальные для сотрудников темы — специфика удаленной работы, умение справляться со стрессом и резилентность, информационная безопасность и этикет. Почти втрое компания увеличила количество встреч с менеджментом, поскольку людям важно знать, что происходит.
«Филип Моррис Украина» не останавливала процесс поиска и найма людей ни на вакансии, ни на программы для студентов. Компания использовала новые форматы вебинаров, социальных сетей и создала целый курс для студентов и выпускников в онлайн-режиме.
2020 год был знаковым еще и благодаря тому, что компания на глобальном уровне ввела новый бренд работодателя #MAKEHISTORY. «Мы меняем индустрию и внедряем новые технологии, предлагая потенциально менее вредные альтернативы для курильщиков. Ежедневно каждый наш сотрудник принимает непосредственное участие в этой трансформации. Как рассказать об этом миру? Как доказать, что слова соответствуют действительности? Как показывает исследование EY, рекомендации остаются одним из важнейших каналов коммуникации о компании, и мы с этим полностью согласны. Кто как не сотрудники компании могут рассказать о работе в ней? Именно так и родилась идея программы послов бренда, которую мы запустили в прошлом году и продолжаем и сейчас», — добавляет Алёна Хархан.
В рамках программы 80 сотрудников участвуют во встречах, семинарах и конференциях, в образовательных программах для студентов и выпускников. «В 2020 году мы также запустили пилотный проект по изменению подхода к оценке эффективности деятельности, развития и обратной связи. Он позволил изменить стандартный подход с постановкой целей и оценкой эффективности и создать формат диалога между сотрудником и руководителем», — рассказывает она.
Компания также обновила программу Open Sourcing. Она позволяет сотрудникам подаваться на открытые вакансии в любой стране мира. И это принесло свои плоды: в 2020 году 16% сотрудников получили повышение, 14% — расширение сферы ответственности, 19% - переведены на аналогичные роли в других отделах или функциях.
«Для кого-то изменения — это сложности, а для кого-то — возможности. Если смотреть на изменения именно с этой точки зрения, компании смогут найти новые пути и для развития своих людей, и для заботы о благосостоянии, и для прозрачной и постоянной коммуникации», — резюмирует Алёна Хархан.