Дети и деньги. Как и зачем говорить с ребенком о финансах
Как научить детей правильно обращаться с деньгами. С какого возраста начинать это обсуждать?
Денежный Интеллект (ДИ) — это комплекс знаний, который позволяет разумно зарабатывать, сберегать и управлять финансами. Человек с развитым ДИ понимает природу денег и способен найти способ, чтобы заработать, в любой ситуации.
На определенном этапе жизни финансовый аспект становится актуальным для каждого человека, и одна из главных задач родителей научить ребенка обращаться с деньгами. Это вопрос всестороннего развития личности.

У нас в социуме взрослые часто избегают разговоров с детьми о финансах, а на их вопросы по этой теме, как правило, дают универсальный ответ: «Это не твое дело». Но малыши активно познают мир, поэтому деньги для них точно так же интересны, как и все остальное. Когда родители табуируют тему финансов, это может даже вызвать тревогу у детей. Они начинают додумывать и преувеличивать, а ребенок, с которым взрослые не полностью открыты, легче поддается страхам и испытывает комплексы.
Не избегайте вопросов о деньгах от детей. Это отличный момент, чтобы начать работать с Денежным Интеллектом, вырабатывать привычку и финансовую дисциплину как ребенку, так и родителям.
Начинать обсуждать тему финансов с детьми стоит с возраста 4−5 лет. Они сейчас взрослеют быстрее и рано начинают интересоваться серьезными вещами, поэтому стоит поощрять этот интерес.
Нужно ввести привычку регулярно давать ребенку определенную сумму денег. Можно даже начинать с 1−2 грн. Так будет формироваться дисциплина. Как в детском саду детей учат, что у них должен быть рацион питания и сна, они должны постоянно уделять время образованию — аналогично и с финансовой привычкой, которая ничем не отличается от той же привычки чистить зубы.
Также лучше всего сразу в игровой форме обговорить с детьми, что выданные вами деньги, можно разделять на две части. Одну — откладывать на то, что они хотят, но денег сейчас им на это не хватает, вторую — тратить уже сейчас на свои потребности. Так у детей проснется интерес и осознание своих желаний и того, что им необходимо. Если ребенок поймет, что ему не хватает денег на то, что он хочет, он начнет задумываться, каким способом их найти. Важно на этом этапе помочь ему. Ведь есть случаи, когда дети могут начать воровать и деньги у других детей или втайне брать деньги у родителей.
Еще одной отличной традицией может стать совместное времяпрепровождение за тематическими настольными играми. Это может быть Монополия или Cashflow. Такие игры обучают нестандартному мышлению, умению анализировать ситуации и быстро принимать решения.
Дети не должны привыкать к тому, что они могут получить все, чего только пожелают, манипулируя родителями.
Начинать обсуждать тему финансов с детьми стоит с возраста 4−5 лет
Не стоит покупать все игрушки или сладости ребенку по первому его желанию. Так он не сможет прийти к осознанию, что между тем, что он хочет и получением этого, стоит множество вещей. Одна из них — собственно заработанные деньги. Например, в магазине мы с женой стараемся разговаривать с сыном и объяснять, что мы можем позволить сейчас только что-то одно, предоставляя право выбора. Таким образом воспитывается понимание, что не все дается сразу, а нужно приложить определенные усилия и правильно расставить приоритеты.
Также многие родители считают, что ребенку стоит платить деньги за выполнение домашних обязанностей. Но это на самом деле мешает правильно развивать Денежный Интеллект. Во взрослой жизни мы не получаем деньги за домашнюю работу. Поэтому, если ребенку не хватает карманных денег, лучше вместе с ним придумать, как он может заработать больше.
Еще одна из проблем, с которой можно столкнутся при развитии ДИ у детей — тонкая грань между финансовыми и нематериальными вещами. Важно давать ребенку понять разницу между богатством и обеспеченностью. Часто понятия «богатый человек» и «бедный человек» связывают с деньгами, хотя это совсем не так. Нужно обсуждать эту тему и больше рассказывать о правильных жизненных ценностях. Часто скупость и жадность появляются именно из-за того, что мы многое ассоциируем с материальными вещами. Стоит больше говорить о духовном, благодарить, проводить время с ребенком и интересоваться его жизнью.
Нам, как родителям, необходимо осознавать не только саму важность формирования Денежного Интеллекта, чтобы воспитать детей финансово успешными. Главное помнить, что мы являемся главным примером для детей в этом вопросе.