Опасность рядом. Стоит ли ждать, когда в Украине взорвется очередная нелегальная АЗС?
Нелегальные нефтеперерабатывающие заводы и АЗС не только не платят миллиарды гривен в бюджет, но и угрожают жизни и здоровью людей.
В середине июня в российском Новосибирске произошел взрыв на автозаправочной станции, в результате которого пострадало около 30 человек. Взрыв был настолько мощным, что среди жертв — даже люди, которые находились на расстоянии десятков метров от АЗС.
Если же подобное произойдет в нашей стране, то мы снова получим от правоохранительных органов многомесячные рейды и режим усиленного контроля, которые, однако, самостоятельно не смогут изменить нынешнюю ситуацию.
Только комплекс мер, которые сделают невозможным экономическую выгоду от незаконной деятельности, поможет за достаточно короткий срок преодолеть проблему нелегальных АЗС и заводов, вернуть деньги в бюджет государства и повысить уровень безопасности для всех.
Нелегальные АЗС — прямая угроза жизни
Когда речь идет о нелегальных АЗС и мини-НПЗ, то мы должны понимать, что это не только неуплата налогов. Одно дело, когда в бюджет не доходят миллиарды гривен, не строятся дороги, а другое — когда это угрожает жизни наших граждан.
Читайте также:

Неля Привалова Четыре подсказки. Как определить бодягу и не заправить ею машину
Пример техногенной катастрофы в Новосибирске показывает, что даже нарушение элементарных правил техники безопасности может привести к взрыву. И когда с полулегальным, «серыми», заправками еще можно бороться установкой определенных норм, проверками и профилактическими мерами, то нелегальные или «черные» заправки никто не контролирует. Часто они могут быть установлены вблизи жилых домов, как мы видим в Киеве, детских садов, автостоянок.
В случае взрыва будет гореть все, и дома, и автомобили. Могут пострадать люди, которые даже не догадывались о существовании такого объекта рядом.
Два года назад подобная ситуация случилась в Кропивницком на газовой автозаправке. При переливании газа возник пожар, в результате которого получили ожоги и травмы четыре человека. Один из них позже скончался в больнице. В частности пострадали двое работников ДСНС, которые тушили пожар.
Огонь уничтожил не только заправку, но и 18 автомобилей и только через привлечение почти 80 пожарных не перекинулся на соседнюю газовую заправку и автостоянку.
Этот пример свидетельствует о том, что могут взрываться даже хорошо оборудованные заправки, что уж говорить о подпольных АЗС, которые часто выглядят как бочка с насосом, наполненная легковоспламеняющимся веществом. При этом правила техники безопасности на них никем не регламентированы.
Кроме АЗС есть еще и большие базы и нефтеперерабатывающие заводы, которые нелегально перерабатывают сырье. Они не введены в эксплуатацию, не имеют разрешений на работу и не соответствуют строительным нормам пожарной безопасности.
Если такое предприятие расположено за городом, то при взрыве это может быть техногенная катастрофа. Как показали подобные случаи в Новосибирске, Кропивницком или Переяславе-Хмельницком, где семь лет назад произошел взрыв на АЗС, при ликвидации таких событий погибают и получают травмы не только работники этих станций, но и обычные прохожие и пожарные.
Кроме человеческих жертв, это еще и значительное загрязнение природы. Мы боремся с автомобилями, которые потребляют топливо, а при горении тысяч тонн нефтепродуктов наносится колоссальный вред окружающей среде и здоровью населения.
Но гораздо хуже, когда нелегальные мини-нефтеперерабатывающие заводы или АЗС расположены в черте города. Это могут быть базы, на которых происходит смешивание конденсата с готовыми нефтепродуктами, химическими веществами, растворителями.
Когда все начинает взрываться и гореть, то это подвергает опасности целые города.
Ответил ли кто-то за нарушения, которые привели к чрезвычайным ситуациям на АЗС? Например, следствие по делу о взрыве на автозаправке в Переяславе продолжается уже семь лет, виновных до сих пор не нашли. Получат ли наказание виновные в чрезвычайной ситуации, случившейся в Кропивницком — вопрос почти риторический.
Так как же бороться?
Закрыть нелегальные мини-НПЗ и заправки только методами проверок невозможно. Это довольно прибыльный бизнес, ведь в производстве горючего довольно значительную часть стоимости составляет акцизный налог. Нелегальные производители не платят акциз, поэтому имеют лишние деньги для того, чтобы легко находить общий язык не только с контролирующими и правоохранительными органами, но и с украинскими судами.
Как показал опыт борьбы с нелегальным нефтеперерабатывающим бизнесом, начатой два года назад по инициативе президента Украины, только кнутом добиться результата сложно.
Тогда в первые несколько месяцев после начала кампании по борьбе с нелегалами ДФС, Нацполиция и СБУ провели 2,2 тысячи проверок, остановили деятельность 377 нелегальных АЗС. Сколько владельцев наказаны? Убежден, что такой статистики правоохранительные органы не дадут, потому что почти все дела развалились в судах.
Нелегальная нефтеперерабатывающая отрасль — это комплексная проблема. Одним лишь закрытием нелегальных АЗС ее решить невозможно. Когда медийная кампания прекращается, такие предприятия начинают открываться снова и тихо работают под прикрытием.
Для того, чтобы борьба с нелегальным производством была эффективной, нужно убрать экономическую составляющую этого бизнеса — акциз. Наиболее распространенным видом подделки среди горючего является бензин, потому что акциз на бензин самый высокий среди всех видов моторных топлив — 213,5 евро за тысячу литров.
Читайте также:

Сергей Федоренко Игра в казаки-разбойники или системные реформы на рынке нефтепродуктов?
Нелегальные производители кладут эту сумму в карман, вместо того, чтобы оплатить в бюджет. Снижение ставки, например, близкого к уровню дизтоплива (139,5 евро/тыс. литров) приведет к снижению цен легальных производителей. Нелегальные производители не смогут продавать топливо по цене выше среднерыночной, поэтому экономическая выгода от такой деятельности будет меньше. Сравнить поступления в бюджет можно за счет повышения ставок акциза на другие виды топлива.
Второй шаг — урегулирование продажи сырья для нефтеперерабатывающей отрасли. Если бы нефтедобывающие компании могли продавать сырье только тем компаниям, которые имеют лицензию на производство горючего и производят нефтепродукты с уплатой акцизного налога, то количество нелегальных мини-НПЗ резко снизилось бы.
Третий шаг — продолжение проверок с четкими сроками расследований и контролем за каждым делом. В Украине есть список из около 25 нелегальных мини-заводов, о которых знают все участники рынка, но почему-то для правоохранителей они остаются недосягаемыми.