Экологичность и сумочка Gucci. Станет ли трендом рынок ресейла в Украине?
Осознанное потребление становится все более популярным: люди выбирают качественные, пусть и более дорогие бренды, так как их жизненный цикл куда дольше. Также трендом становятся винтажные вещи и покупки на ресейл-площадках.
Согласно исследованию BCG, в 2021 году объем рынка люксового ресейла достигнет $36 млрд. Дальше статистика еще интереснее: ожидается, что вторичный рынок люкса будет расти ежегодно на 12%, а первичный — всего на 3%. В исследовании GlobalData говорится, что за три последних года ресейл-рынок растет в 21 раз быстрее обычного.
На мировую арену выходит поколение Z
С каждым годом поколение Z, родившееся в начале 2000-х, становится все более платежеспособным и диктует свои правила рынка. Уже сейчас на них приходится до 40% всех покупок в США, Европе и странах БРИКС. Именно «зеты» влияют на рост рынка люкс.
По данным BCG еще четыре года назад на это поколение приходилось всего $10 млрд лакшери-рынка, а уже в 2024 этот показатель вырастет в три раза. По результатам исследования агентства Bain and Company, «игреки» и «зеты» обеспечивают 85% роста рынка потребления товаров класса люкс. Они выступают за качество и социальную ответственность, потому и делают выбор в пользу подержанных вещей.
Люксовые бренды поддерживают осознанное потребление
Понимая, что сейчас нужно бороться за внимание и деньги поколения Z, лакшери-бренды начинают поддерживать ресейл. Например, в прошлом году инициативу по перепродаже на платформе The RealReal запустил Gucci. Теперь там можно приобрести редкие изделия прошлых коллекций бренда. К тому же, к каждой вещи прилагается небольшая информация о том, как вы помогаете планете, выбирая это изделие. Вдобавок к продажам бренд и The RealReal планируют запуск экологичного проекта, в рамках которого будет сажаться дерево за каждую проданную вещь Gucci.
Влияние COVID-19
Нельзя недооценивать и влияние пандемии на развитие ресейла. За время многочисленных локдаунов многие нашли время на переоценку гардероба и начали продавать одежду и аксессуары. Закрытие офлайн-магазинов также повлияло на рост популярности онлайн-шопинга, благодаря этому многие открыли для себя ресейл-платформы. Уже через несколько месяцев карантина количество пользователей платформы Depop выросло на 163%, а ThredUp — почти вдвое. Третья причина популярности вторичного рынка — падение доходов населения.
Рынок ресейла в Украине
Рынок ресейла в нашей стране только начал свое развитие, но делает это быстро и уверенно. Особую роль в этом процессе также сыграла пандемия, ведь специалисты e-commerce стали интересоваться этой нишей, и появились первые онлайн ресейл-платформы.
Несмотря на еще достаточно низкую заинтересованность украинского потребителя в покупке вещей люкс-сегмента на вторичном рынке, тренд на него однозначно прослеживается, а значит скоро и мы подключимся к этому мировому движению.
Помимо тренда на экологичность покупок, который все больше внедряется в Украине, покупать вещи на вторичном рынке — это еще и возможность найти бренды, официально не представленные в нашей стране. На платформах ресейла большинство вещей могут похвастаться историей и статусом, чего не скажешь о быстрых трендах. На ресейле попадаются уникальные изделия, которых больше нет в продаже в официальных бутиках, при этом основатели таких платформ создают условия, чтобы шопинг был не менее приятным, чем в физических магазинах люксовых брендов.
Контроль качества
Пожалуй, главное достоинство ресейл-платформ — это аутентификация. В Украине люди готовы покупать изделия на вторичном рынке, но риск приобретения подделок весьма высок. Поэтому для подтверждения оригинальности изделий используются специальные устройства.
Например, Entrupy — устройство, которое базируется на искусственном интеллекте и обладает базой в более 30 млн изделий. Его данные гарантируют результат на 98,5%. Это очень важно, так как на сегодня производители фейков так хорошо работают, что могут обмануть даже профессионала. Часто после специальных устройств изделие также осматривается специалистом, чтобы точно исключить попадание копии в продажу.
Выгода для продавца
Ресейл — это отличный способ освободить свой гардероб, дать сумкам, обуви и одежде второе дыхание. Для этого не нужно прилагать особых усилий, чаще всего достаточно просто оформить заявку на сайте выбранной вами ресейл-платформы. Специалисты проверят изделия на подлинность и возьмут на себя все вопросы с фотографиями, описанием и продажей. В случае покупки продавец получит до 85% от заявленной на сайте цены.
Слабые стороны ресейла
Риск купить подделку или реплику
Самый распространенный барьер при покупке брендовой вещи на вторичном рынке — риск купить подделку или реплику. Рынок подделок достиг $3,5 млрд в мире и по подсчетам компании Brandmonitor превысил легальный рынок моды люкс в 2020 году. Большие мировые игроки TheRealReal и Vestaire Collective стали делать основную ставку в своей модели на проверку подлинности товаров. Комиссия за использование таких маркетплейсов выше, зато покупатели могут не сомневаться в подлинности своих покупок.
Психологический барьер покупки б/у вещей
Причиной, почему рынок ресейла лишь начинает свое развитие в Украине, является и психологический барьер. В постсоветских странах все еще недоверчиво относятся к покупкам на вторичном рынке. Но это заметно меняется с выходом на арену поколения Z. Это объясняет, почему уценка вещей на ресейл-площадках Украины выше зарубежных.
Тренд на экологичность, осознанное потребление и финансовую грамотность ведут к тому, что ресейл вскоре займет львиную долю рынка, и брендам нужно адаптироваться к новой реальности, которую задает поколение Z, если они не хотят потерять покупателей.
Рынок Украины пока не готов платить дорого за вторичные товары
В Украине фактор б/у пока часто является «камнем», тянущим спрос вниз. Наличие психологического барьера в постсоветских странах при покупке на вторичном рынке, к сожалению, являются и решающим при ценообразовании.
Уценка вещей на ресейл-площадках Украины выше зарубежных, потому вернуть изначальную стоимость за свои вещи сложно. Украинский покупатель ресейла ожидает очень выгодного предложения, что также может иметь некое психологическое давление на продавца, который оценивает свои модные активы дороже.
Для сравнения, около 50% вещей на американской ресейл-площадке StockX превышает стоимость товаров на первичном рынке. Ценообразование на платформе построено на алгоритмах, аналогичных фондовой бирже, когда цену определяет спрос. Потому, например, обычные кроссовки Adidas в редком цвете могут превышать стоимость новых в разы. Это особенно логично для рынка сегмента люкс, поскольку спрос на такие товары растет, а предложение всегда лимитировано.