Украинский бизнес за рубежом. Пять юридических советов
Как при масштабировании соблюдать все нюансы местного и иностранного законодательства?
Опрос консалтинговой группы One Philosophy проиллюстрировал интересную тенденцию: в 2020 году, несмотря на пандемию, украинские предприниматели сумели развивать и масштабировать свой бизнес. 71% опрошенных выпустили на рынок новый продукт или услугу. А треть — планируют выход на новый или глобальный рынок.
Валютные операции: как выгоднее проводить платежи?
Когда вы будете продавать или покупать что-то из-за границы, вам будут платить в евро, долларах, возможно иенах или юанях. Прежде стоит запомнить: если валюта заходит на счет, по украинскому законодательству нужно обменять ее на гривны, если вы будете проводить расчеты в Украине. Или оставить ее на счете, например, для расчета по внешнеэкономическим контрактам (больше операций отмечено в п. 109 Положения № 5). Правда, бесконечные курсовые разницы могут существенно сокращать прибыли. Но есть несколько способов избежать этого:
- Оставить эту валюту, например, для расходов на командировки под авансовые отчеты. Но в современных пандемических условиях — это не очень актуальный вариант.
- Купить товары или услуги в валюте. Однако могут возникнуть сложности из-за финансового мониторинга. Кроме того, при отправке денег за границу нужно помнить и о нюансах налогообложения НДС отдельных видов товара или услуг.
- Открыть банковский счет за рубежом. Самый удобный способ для переводов из-за и за границу. Но у него есть свои особенности, о которых я расскажу далее.
Документооборот: бумажный или цифровой?
Читайте также:

Сергей Выговский Выход украинского бизнеса в Германию: пять главных уроков
Украинское законодательство гарантирует использование двух вариантов подписей: бумажной и цифровой. Но несмотря на эту гарантию использование цифровых подписей в сотрудничестве с зарубежными компаниями на практике почти невозможно. Если речь идет о сотрудничестве с ЕС, то наши системы цифровых подписей несовместимы: европейские подписи не признаются в Украине, а украинские — в ЕС.
Теоретически, вы можете рискнуть и защищать легитимность подписей партнеров в суде, но это дорого. Поэтому для украинских предпринимателей, которые хотят сотрудничать с европейскими партнерами, есть два действенных выхода:
- вести документацию в бумажном формате или
- открывать бизнес в ЕС и пользоваться цифровой подписью по европейским правилам. Например, такие возможности предлагает эстонская e-Residency. Кроме того, что документы можно подписывать признанной цифровой подписью, эстонская ID имеет высокий уровень защиты eIDAS.
Что касается инвойса, то он может быть электронным, поскольку в Украине действует Закон Украины от 03.11.2016 1724-VIII, который регламентирует выдачу счета в таком виде. И он актуален в основном для небольших IT-компаний и фрилансеров. Ведь если речь идет об оформлении больших денежных переводов, налоговая все равно требует бумажные копии.
Открыть бизнес за границей или сотрудничать с зарубежными клиентами из Украины?
Один из путей упрощения требований относительно несовместимости налоговых, законодательных и других систем — это открытие бизнеса в той юрисдикции, где происходит ваше сотрудничество с клиентами, партнерами, проходят закупки и тому подобное. Тогда вы один раз адаптируетесь к финансовым и налоговым условиям. В частности, если движетесь в ЕС, то бизнес можно открыть в любой стране. А некоторые из европейских стран имеют специальные программы.
Читайте также:

Вита Мирошниченко Почему бизнесу стоит получить статус АЭО и как это сделать в Украине?
Например, в Эстонии зарегистрировать компанию можно за 20 минут. Некоторые даже в тот же день получает подтверждение ее официальной регистрации. Изначально услуга полностью цифровая, что позволяет избежать бумажных договоров и отчетов. Кроме Эстонии такие услуги по е-резидентству оказывает ряд стран мира, но они уже не являются 100% электронными.
Следующий шаг после выбора страны — исследование налогообложения. А именно, какие налоги будет платить ваш бизнес: налог на прибыль, НДС, социальные и налоги на зарплату, налог на дивиденды.
Что касается бухгалтерских процессов, то каждая страна имеет свои нюансы. В Польше, например, разрешены польско-англоязычные счета-инвойсы, в Эстонии они могут быть только на английском. Однако, для начала вам следует определиться, нанимаете вы бухгалтера в штат в новой юрисдикции, или компанию на аутсорс. Также надо знать, какие именно документы требуют налоговые органы и банки конкретной страны, каким образом выставляется инвойс, нужны ли какие-то дополнительные акты и тому подобное.
Далее — определяемся с организационно-правовой формой компании. Она зависит от размера бизнеса. Однако чаще всего предприниматели выбирают ООО. В таком случае владелец несет ответственность только в рамках уставного капитала. Для венчурных инвестиций — это может быть и формат акционерного общества.
О чем особенно нужно помнить, когда компания выходит на зарубежные рынки, то это об интеллектуальной собственности. Она также должна быть защищена. Если вы выводите на рынок уникальный продукт или сервис, лучше получить на него патент или зарегистрировать ТМ. При этом следует не забывать: пройти регистрацию ТМ нужно в каждой стране, с которой вы собираетесь работать. Для стран ЕС проще: там достаточно одной регистрации — она будет действовать во всех государствах-участниках. Но это долгая процедура, длящаяся в Европе как минимум год. Поэтому об этом аспекте следует позаботиться заранее.
Банк или платежная система: что удобнее?
Выбор между счетом в иностранном банке или аккаунтом в международной платежной системе — это следующий шаг. Платежные системы становятся все более популярными, возрастая в геометрической прогрессии. Там легче зарегистрироваться, они часто предлагают более выгодные условия по комиссиям. В то же время в отличие от банков, они не дают никаких гарантий хранения ваших средств.
В ответ на спрос на более открытые системы, чем банки, и широкий функционал в Европе и США большой популярностью пользуются необанки. Это — системы, работающие исключительно онлайн и позволяющие и открыть счет, и на выгодных условиях распоряжаться средствами.
Банковский счет: как открыть успешно?
Если платежная система или необанк не подходят для расчетов, тогда остается вариант с банковским счетом. Здесь нужно быть готовым предоставить множество документов и пройти проверку служб безопасности различных уровней. Эту процедуру называют KYC — know your client. Банки проверяют не только компании, но и учредителей — до дипломов, отзывов клиентов, мотивации в создании бизнеса и мелких правонарушений.
Читайте также:

Тимур Чмерук Как украинскому предпринимателю покорить арабский рынок?
Иногда работники службы безопасности еще и дополнительно ищут информацию о клиентах в интернете. Если нагуглят что-то отрицательное — отказывают в установлении деловых отношений. Для большинства предпринимателей это означает лишь то, что их репутация в интернете может быть ключевой для решения иностранного банка.
Мировые тенденции, банковские требования, украинские сегодняшние реалии ведут к тому, что бизнес, который хочет выйти за границу, должен владеть там реальными активами. Поэтому важным, почти необходимым сегодня является наличие офиса и сотрудников в стране, где вы открываете банковский счет. Схема с компанией, имеющей зарубежную регистрацию, но не имеющей офиса и сотрудников, больше не работает.
Бизнес за рубежом регулируется украинским законодательством?
Если сейчас вы думаете о масштабировании бизнеса на международные рынки, то будет полезно узнать, что с 2022 г. изменяются правила игры с украинской стороны. Согласно одному из новых законов ( 466-IX ), налоговые резиденты Украины (люди, проживающие в Украине более 183 дней, имеющие здесь жилье, бизнес, семью и компанию за рубежом) должны обязательно отчитываться о зарубежном предприятии, подавая дополнительную декларацию. А компании с прибылью более 2 млн евро должны еще платить дополнительный налог в Украине.
Первым отчетным годом будет 2022. До 1 мая 2023 все предприниматели, имеющие бизнес за рубежом, должны подать декларацию вместе с переведенным на украинский и заверенным нотариально финансовым отчетом за 2022 год. Сложностей возникнуть не должно, но быть готовым к этому стоит.
Кризис может быть на удивление удачным периодом для вывода новых продуктов или услуг на новые рынки. Истории Burger King, CNN, Airbnb или General Motors, начавшиеся именно в трудные времена в истории США, подтверждают этот тезис. И для успешного входа в новые условия нужно тщательно подготовиться. Благодаря цифровизации сегодня алгоритм необходимых действий сокращается и упрощается. Первый шаг — тщательное исследование законодательной, финансовой и налоговой систем в новой стране. Второй — создание, пусть и минимального, но реального предприятия — с работниками и офисом. А дальше — успех, вирусный контент и выход на IPO.