Готовы к цифровому десятилетию? Совершенствование навыков для решения технологических вызовов в Украине
В 2019 году лишь 57% домохозяйств в Украине имели доступ к персональному компьютеру, меньше, чем во всех других странах Восточного партнерства. Только две трети украинских домохозяйств имели доступ к Интернету (гораздо меньше, чем в Беларуси, Грузии и Азербайджане), и всего 86% предприятий были подключены к Интернету (по сравнению с 100% в Беларуси и 98% в Грузии).
Эти суровые цифры Европейского статистического агентства Евростат иллюстрируют вызов, с которым сталкивается Украина, и который еще больше подчеркивается ускорением цифровых технологий в результате пандемии COVID-19.
«Нынешняя ситуация с принудительной дистанционной работой и учебой выявляет пробелы в цифровом образовании, в частности в цифровой грамотности населения», — говорит заместитель Министра образования и науки Украины по вопросам цифровой трансформации Артур Селецкий.
Его комментарии подтверждает опрос об уровне цифровых навыков, проведенный впервые в Украине в 2019 году: 15,1% украинцев не имеют цифровых навыков, а 37,9% граждан имеют низкий уровень. Таким образом, согласно методологии оценки цифровой компетентности, которая используется Европейской Комиссией, и которая была использована в опросе, 53% украинцев находятся ниже отметки «базового уровня».
Цифровая компетентность — это следующий шаг в развитии общества
Действительно, ЕС определил следующее десятилетие как «цифровое десятилетие», с видением будущего, построенного вокруг цифровой грамотности населения. И он распространяет это видение на своих восточных соседей, включая Украину, через инициативу EU4Digital, которая определила электронные навыки одним из шести приоритетных направлений.
«Цифровые навыки являются ключевым катализатором успеха любой цифровой трансформации, позволяя гражданам быть активными в цифровом обществе и поддерживая экономический рост за счет внедрения новых технологий. В то время, когда потребность в цифровых навыках постоянно растет, этих навыков часто не хватает», — говорится на веб-сайте EU4Digital.
В октябре прошлого года, представители EU4Digital организовали для Украины первый тренинг по управлению национальными коалициями по вопросам цифровых навыков и рабочих мест. Заместитель Министра образования и науки Украины по вопросам цифровой трансформации Артур Селецкий назвал этот тренинг «более своевременным, чем когда-либо».
«Я надеюсь, что мы сможем получить от наших партнеров из EU4Digital неоценимый опыт, в частности по методологии оценки навыков цифровой грамотности среди учителей и студентов, а также лучшие практики проведения соответствующих исследований», — заявил Артур Селецкий.
Программа, финансируемая ЕС, предусматривает разработку новых методологий для оценки уровня цифровых навыков среди населения и прогнозирования дефицита квалифицированных кадров на рынке. Она также поддержала создание национальной коалиции для развития цифровых навыков и создания рабочих мест в Украине.
Как ЕС поддерживает электронные навыки в Украине?
Ссылаясь на опрос 2019 по цифровым навыкам, заместитель Министра цифровой трансформации по вопросам европейской интеграции Валерия Ионан говорит, что цифровая грамотность граждан впервые официально стала приоритетом государства, с целью «научить 6 миллионов украинцев цифровой грамотности за три года».
Валерия Ионан,
заместитель Министра цифровой трансформации по вопросам европейской интеграции
В феврале 2020-го Минцифры запустило национальную онлайн-платформу цифровой грамотности «Дия.Цифровое образование». Суть этой платформы — так называемый «едьютейнмент», то есть сочетание обучения и развлечений.
«Эффективность такого формата обучения оказалась высокой. По статистике портала, 70−80% пользователей смотрят все серии образовательных сериалов, проходят финальное тестирование и получают сертификаты. Первые образовательные сериалы о базовых цифровых навыках на портале Дия.Цифровое образование были разработаны на основе европейской методологии, в частности, Европейских рамок цифровых компетентностей для граждан ЕС DigComp 2.1. На портале учатся почти 550 000 украинцев», — рассказывает Валерия Ионан.
Еще одно достижение портала «Дия.Цифровое образование» — тест «Цифрограм», который позволяет украинцам проверить собственный уровень цифровой грамотности. После прохождения этого теста пользователи могут получить сертификат с детальным описанием сильных и слабых сторон, а также уровнем владения цифровыми компетенциями на базовом (А1, А2), среднем (В1, В2) или высоком уровнях (С1, С2).
Валерия Ионан говорит, что разные уровни цифровых навыков условно разбиты по группам шести сфер компетенций:
- основы компьютерной грамотности;
- информационная грамотность, умение работать с данными;
- создание цифрового контента;
- коммуникация и взаимодействие в цифровом обществе;
- безопасность в цифровой среде;
- решение проблем в цифровой среде, обучение в течение жизни.
«В целом для развития цифрового общества и цифровой экономики в Украине нужны граждане, руководители, профессионалы, специалисты, служащие с развитыми цифровыми навыками и соответственно нужны срочные кардинальные меры совершенствования процессов стандартизации, формирования и оценки сформированности цифровых навыков. Владеть цифровой грамотностью — это быть конкурентоспособным на рынке труда», — говорит Ионан.
«Отсутствие стандартов и рамок цифровых компетенций порождает ряд проблем, которые в свою очередь вызывают несовершенство программ подготовки и повышения квалификации, аттестации и сертификации, саморазвития, мотивации и эффективности труда специалистов в различных сферах социальной жизни и почти во всех отраслях экономики».
Заместитель Министра цифровой трансформации по вопросам евроинтеграции подчеркивает, что в Украине существует внутренняя экспертная сеть по вопросам электронных навыков программы EU4Digital, которая работает в тесном контакте с представителями организаторов Программы от ЕС. По словам Валерии Ионан, в ближайшие годы Министерство планирует ввести законодательные и нормативные изменения, дальнейшее развитие цифровой инфраструктуры, создание цифровой системы образования и продвижения цифровых навыков на всех уровнях на основе опыта ЕС.
Ключевые навыки для современного мира
Доктор Мара Якобсоне, представитель EU4Digital по электронным навыкам, объясняет, что цифровые навыки являются одной из восьми ключевых компетенций для обучения в течение жизни, определенных Европейской Комиссией. К ним относятся грамотность, многоязычие, числовые, научные и инженерные навыки, цифровые и технологические компетенции, навыки межличностного общения и способность усваивать новые компетенции, активная гражданская позиция, предпринимательство, а также культурная осведомленность и самовыражение.
Мара Якобсоне,
представитель EU4Digital по электронным навыкам
«Система цифровых компетенций внедряется во многих странах ЕС. В некоторых странах она служит „обязательным“ эталоном для образовательных программ как для учителей, так и для студентов. В других — более рекомендательная система, которая позволяет разрабатывать цифровые инструменты оценки, учебные программы и национальные инструменты сертификации в области цифровых компетенций», — говорит Мара Якобсон.
По ее словам, основные шаги, которые должна сделать Украина для повышения уровня цифровой компетентности среди населения, включают:
- повышение осведомленности граждан о необходимости внедрения цифровых компетенций;
- наличие программ для развития цифровой компетентности разного уровня;
- тесное сотрудничество и целенаправленные действия по привлечению граждан к обучению различных заинтересованных сторон — учебных заведений, муниципальных правительств, бизнеса и тому подобное.
«В ЕС есть несколько организаций, участвующих в разработке и внедрении системы цифровых компетентностей», — продолжает Якобсоне. «В рамках инициативы EU4Digital мы организовали ряд учебных и практических семинаров и ознакомили представителей Восточных стран-партнеров с системами цифровых компетенций и электронной компетентностью в целом».
Что думают о цифровой компетентности украинцы?
Бывший вице-президент ИТ-компании Luxoft Виталий Нужный, который недавно основал собственную компанию по консалтингу и разработке ПО для зарубежных клиентов TRIOS, знает по собственному опыту как трудно найти квалифицированный персонал. Тенденция к удаленной работе еще больше осложнила ситуацию, поскольку сейчас опытные украинские специалисты выходят на мировой рынок и получают отличные предложения от западных клиентов.
Виталий Нужный,
бывший вице-президент ИТ-компании Luxoft, Недавно основал собственную компанию по консалтингу и разработке ПО для зарубежных клиентов TRIOS
Сейчас эти люди работают в Украине на западные компании, «но, если мы упустим момент и через год-два условия работы ухудшатся, — эти люди могут мигрировать, поскольку они уже работают на западные компании».
Нужный говорит, что работа с талантливыми студентами является ключом к развитию цифровой компетентности.
«Все лучшие ученики, которые заканчивают математические классы и лицеи, едут учиться за границу. В прошлом году из-за пандемии сделать это было невозможно. Но два года назад это было фактом: весь математический класс, 100% учащихся, уехали за границу», — объясняет Нужный.
По его словам, компании должны не только обращать внимание на университеты, но и разрабатывать совместные программы для школьников, популяризировать украинскую ИТ-индустрию и акцентировать внимание на том, что каждый может стать ее частью. Что касается высшего образования, Нужный убежден, что качество образования в украинских университетах оставляет желать лучшего.
«В большинстве университетов мы имеем дело с консервативной культурой, иерархической системой управления и большим количеством ненужных процессов. В наше время есть множество альтернатив: и известные онлайн-платформы и смешанные форматы обучения, и частные инициативы, например, Mate Academy, GoIT, компьютерная академия ШАГ, UNIT Factory. Они обучают различным сегментам, повышают общую ИТ-грамотность в стране и создают рынок», — подчеркивает IT-специалист.
Виталий убежден, что нужно сделать обучение более практичным и снизить академичность знаний. «Если студенты не видят, как применить знания в дальнейшей работе — им это неинтересно», объясняет он.
«Для старшего поколения следует подумать над переоткрытием IT-клубов. Любой человек, у которого нет достаточного уровня компьютерной грамотности, может прийти и воспользоваться базовыми услугами. Насколько эта идея будет коммерчески оправдана — неизвестно. Но она точно будет оправдана с точки зрения цифровой продвинутости страны. И это, пожалуй, то, чем должно заниматься государство», — продолжает Виталий.

Но по мнению Нужного, общие месседжи от государства не слишком положительные.
«В подавляющем большинстве сотрудники ИТ-компаний не очень доверяют государству. С одной стороны, они приветствуют цифровизацию, но, с другой, очень уязвимы к любым изменениям модели работы с предпринимателями. Остается общий тренд: если ты хочешь сделать дальнейшую техническую архитектурную карьеру — нужно ехать на Запад», — говорит эксперт.
«Основным драйвером для переезда за границу остается желание дать своим детям лучший социум. По сути в Украине не очень много профессий, где люди могут получать достойное вознаграждение. Безусловно, ИТ-сфера — одна из них. Но если мы будем постоянно заботиться о комфортных условиях работы для программистов в Украине, проблема утечки кадров решится», — резюмирует Нужный.
Кому помогло цифровое образование в Украине?
В течение 15 лет Владимир Копоть работал юристом. Теперь, благодаря новым знаниям и навыкам в области информационных технологий, он основал собственный сервис поиска и сбора достоверной информации об объектах недвижимости Monitor.Estate.
Владимир Копоть,
юрист, основал собственный сервис поиска и сбора достоверной информации об объектах недвижимости Monitor.Estate.
«По образованию я — юрист, но смог организовать свой ИТ-проект, который автоматизирует юридические отчеты о новостройках», — объясняет Копоть.
В Monitor.Estate работает ИТ-специалист, который привлекал Владимира к процессу и объяснял, что может реализовать команда с технической точки зрения.
«Я проходил ряд лекций по Open data [открытые данные — ред.] И API [интерфейс программирования приложений — ред.], изучал как работают и интегрируются эти технологии. Сейчас, когда я веду переговоры с нашими контрагентами, я понимаю, как это работает и могу объяснить это нашим клиентам», — рассказывает Копоть.
По словам основателя Monitor.Estate, для того чтобы самому заниматься программированием — нужно изучать языки программирования, и это может быть дольше и дороже, чем взять в команду ИТ-специалиста, который в этом разбирается.
«Однако разбираться в этом самому все равно нужно, поскольку программисты могут только выставлять счета за свои рабочие часы, а у вас не будет возможности разобраться в том, что они делают, сколько уходит денег на час их разработки, сколько времени должно уйти на вторую разработку, и тому подобное. Эти вещи однозначно нужно изучать и контролировать», — резюмирует Владимир.
Узнать больше
EU4Digital https://eufordigital.eu/ru/
Электронные навыки EU4Digital https://eufordigital.eu/ru/thematic-area/eskills/
Представительство ЕС в Украине https://eeas.europa.eu/delegations/ukraine_en
Министерство цифровой трансформации Украины https://thedigital.gov.ua
Министерство цифровой трансформации — цифровое образование https://thedigital.gov.ua/projects/osvita
Платформа «Дия.Цифровое образование» https://osvita.diia.gov.ua
********************************************************************
С помощью инициативы EU4Digital Европейский Союз поддерживает реализацию стратегий цифровых навыков в странах Восточного партнерства, в частности, посредством:
- Разработки методологии измерения и прогнозирования пробелов в национальных цифровых навыках;
- Определения общих рамок компетенций для МСП и микробизнеса;
- Поддержки создания национальных коалиций по вопросам навыков и рабочих мест, созданных в настоящее время в Армении, Азербайджане и Украине, при постоянной поддержке их создания в Беларуси, Грузии и Молдове;
- Проведения обучающих семинаров и тренингов;
- Проведения рекламных кампаний в странах-партнерах.
Статья подготовлена в рамках программы EU4Digital. Взгляды, выраженные в статье, принадлежат исключительно автору.