Война смиксовала работу и личную жизнь — интервью с Екатериной Губаревой, вице-президентом IT-компании SoftServe
В последние годы тема гендерного равенства, недискриминации и противодействия домашнему насилию стало одним из наиболее внедряемых работодателями в в пределах корпоративной социальной ответственности бизнеса. Не стояли в стороне и компании в Украине. Так, в рамках проектов UNFPA, Фонда ООН в отрасли народонаселения, «Трамплин к равенству» и «ЕС за гендерное равенство: вместе против гендерных стереотипов и гендерно обусловленного насилия» при финансовой поддержке Европейского Союза и Швеции в сотрудничества с ООН Женщины и офисом вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины было создано несколько важных инициатив. В частности, Рейтинг ответственного бизнеса и Корпоративный Альянс, который уже объединяет 40 компаний. Мы спросили участников Альянса, изменились ли их подходы с начала полномасштабной войны в Украине, какие практики работодатели сейчас и как поддерживают семьи в это сложное для всех время.
В начале буквально несколько слов скажите о той компании, которую вы представляете. Я так понимаю, что масштаб действительно огромный, во-первых. И, во-вторых, вы являетесь частью проекта Бизнес против насилия и за гендерное равенство. Почему в нем участвуете? Почему вам это так важно?
Мы софтверная компания, то есть производим софт для иностранных компаний. Наши клиенты почти все в Западной Европе, Америке, Азии и т. д. Мы пишем для них апликейшены, если простыми словами. Мы являемся одной из крупнейших украинских сервисных компаний, нам уже почти 30 лет. И, что очень важно для нас, мы являемся самой украинской компанией, наверное: наши фаундеры из Украины, и все ценности, которые мы несем в мир, тоже проникнуты любовью к Украине.
Екатерина Губарева,
вице-президент IT-компании SoftServe
Если говорить о том, что мы являемся частью проекта Фонда ООН в области народонаселения Бизнес против насилия и за гендерное равенство, то да, мы позиционируем себя как работодатель, предлагающий равные права и возможности всем без исключения. Мы стараемся создать инклюзивную и комфортную среду для работников, независимо от пола, возраста, места жительства и т. д. И мы открыто об этом коммуницируем через все доступные нам каналы, наш сайт, социальные сети. И, конечно, в любых сложных ситуациях, будь то разгар пандемии или начало войны, прежде всего мы всегда заботимся о безопасности и благосостоянии наших сотрудников и их семей. И это не наше конкурентное преимущество, а четкая позиция компании, которую мы стараемся поощрять и у других коллег на рынке и не только. С Фондом ООН в области народонаселения у нас подписан меморандум о сотрудничестве еще с 2020 года. И в рамках этого сотрудничества мы уже реализовали проект, обновили платформу индекса благополучия молодежи, над ним работали наши технические специалисты-волонтеры в рамках программы Open Tech. Это наша внутренняя программа pro bono, в рамках которой мы с помощью экспертов и волонтеров компании разрабатываем цифровые решения для разрешения различных социальных вызовов в обществе и во всех сообществах, где мы живем и работаем.
О балансе между работой и личной жизнью сейчас очень многое на самом деле говорят. Не просто говорят, это приоритет сейчас для современной корпоративной культуры. Что изменилось с начала войны? Что вы почувствовали, каков опыт вашей компании?
Этот баланс очень важен. Но, по-моему, война несколько смиксовала работу и личную жизнь. Личная безопасность каждого работника стала рабочим вопросом для решения компанией, а работа ворвалась в личную жизнь больше, чем раньше. Из-за совершенно другого графика работы, который теперь мы все подстраиваем под воздушные тревоги или графики отключений электроэнергии в наших городах.
Еще в начале войны мы как компания стали гораздо ближе к своим работникам, ведь вопрос личной безопасности людей и их семей стал вопросом номер один, который мы пытались решить. В частности, из-за релокации работников из восточных областей страны на запад. Кстати, мы перевезли более 3000 работников и членов их семей в западные регионы Украины и за границу. Больше именно из центральных и восточных областей, конечно. В частности, из Харькова, Киева, Херсона, Мариуполя, Одессы и т. д. Мы очень тесно общались с каждым, все вместе переживали ту панику, пробовали искать выход, вывозили сотрудников и близких автобусами, принимали сотрудников в наших офисах с их домашними любимцами, размещали в гостиницах, квартирах, на туристических базах — везде, где только можно было. И наши коллеги на западе страны и за рубежом принимали дома коллег и их семьи, финансово поддерживали всех, кто релоцировался из опасных регионов.
Первые недели войны были, конечно, очень жуткими. Но, знаете, мы чувствовали какое-то такое невероятное объединение, заботу и большую сплоченность. Я думаю, что за время войны мы узнали гораздо больше друг о друге в компании, и это также влияет и на баланс «работа — жизнь». Потому что мы чувствуем компанию больше, чем часть нашей жизни.
Но забота компании о работниках продолжается до сих пор. Мы предоставляем сотрудникам и их родным возможность воспользоваться психологической помощью, постоянно информируем о происходящем, над чем работает наша кризисная команда. Помогаем с вопросом обустройства за рубежом, проводим разные образовательные встречи на разные темы, которые могут быть полезны сейчас сотрудникам и их семьям. От первой медицинской помощи до того, как лучше подготовиться к зиме. И конечно, о том, как держать себя, как балансировать между работой и жизнью и оставаться в ресурсе.
Чрезвычайно важно это сейчас. Есть вопрос какого-то особого выгорания во время войны, когда иногда кажется, что все пропало и опускаются руки. Вы организуете для сотрудников встречи с психологами? Есть ли у вас в штате психолог? Проходят ли какие-то коллективные тренинги?
С темой выгорания мы прицельно начали работать еще в 2019 году. Когда на нескольких локациях запустили пилотный проект в фокус-группе среди менеджеров, чтобы поднять общую осведомленность в теме, дать понимание прикладных инструментов, то мы поняли, что да, эта работа важна, она находит отклик у людей, и мы поняли, что нужно работать. на опережение.
В 2020 году на фоне пандемии, тревог, большого ощущения неопределенности, через которое все тогда проходили, мы развернули полномасштабную программу заботы о ментальном здоровье с привлечением и внутренних, и внешних экспертов. Ежеквартально мы проводим опрос сотрудников относительно их удовлетворенности работой в компании. В этой анкете у нас есть вопрос, касающийся ментального здоровья.
Кроме того, постоянно отслеживаем оценки и комментарии коллег на ряд вопросов, непосредственно влияющих на уровень стресса и выгорания. Этот опрос анонимный, он помогает нам понять только общие тренды в каких-то локациях или командах, есть ли там тревожные признаки. Но все равно мы можем прицельно работать, собственно, с этими категориями. И высокая частота этих опросов позволяет нам достаточно оперативно отслеживать изменение ситуации. Конечно, мы видим, нужно ли нам реагировать уже, можем ли мы придерживаться того курса, который есть.
С началом войны мы немного усилили работу в этом направлении, ввели дополнительные инструменты для помощи сотрудникам и семьям. У нас появились онлайн-консультации с психологом. Ежемесячно независимые психологи предоставляют сотни консультаций и коллегам, и их родным. Также регулярно проводим различные ресурсные занятия, помогающие снять стресс, переключиться, организовываем встречи с психологами, в том числе военными. В прошлом году мы стали партнерами подкаста Владимира Станчишина Бо любов на Радио Сковорода, посвященный эмоциям на работе. С началом войны Владимир выпустил новый сезон Бо война, спонсором которого мы тоже стали.
О социальных вопросах хотела бы с вами поговорить. Проблема гендерно обусловленного насилия также обострилась во время войны, к сожалению. Внедряет ли ваша компания практику поддержки сотрудников или сотрудниц, пострадавших от домашнего насилия? Согласитесь, об этом очень сложно говорить и это очень сложно обнаруживать. Что делается в вашей компании?
Как я уже упомянула, с начала войны мы запустили горячую линию психологической поддержки для наших работников в Украине и Польше. Они могут туда обращаться за помощью 24 на 7. На рабочие и личные, семейные темы тоже. У нас есть много обращений на тему семьи, но я не могу раскрыть деталей, есть ли там о домашнем насилии, потому что мы не анализируем, не смотрим на конкретные кейсы, они анонимны, но мы видим тренды. Гораздо больше тем о том, что семье пришлось временно расстаться из-за переезда из одного региона в другой или переезда за границу. Если бы мы увидели какие-то маркеры от компаний-провайдеров, оказывающих нам такую услугу, такую психологическую поддержку, мы бы, наверное, работали более глубоко с тем вопросом. Но пока полагаемся на квалифицированных психологов, которые помогают справиться с личными неурядицами. Такие сессии люди могут вести регулярно, то есть это может быть системная, последовательная работа.
16 дней активизма против насилия — так называется глобальная кампания, которая ежегодно проводится с 25 ноября по 10 декабря. Скажите, пожалуйста, планирует ли ваша компания приобщаться к активности? И если да — как именно?
Это чрезвычайно важная и острая тема в обществе, поэтому мы будем точно приобщаться к подобным кампаниям в будущем. Надеюсь, уже в следующем году. Сейчас наш приоритет — помочь коллегам лучше подготовиться к зиме и возможным новым вызовам, обусловленным войной.
Вы являетесь представителем ИТ-сектора. Обычно айтишники говорят о государстве и помощи государства «главное не мешайте». Как с этим в вашей компании? Какие вопросы решаете собственными силами, самостоятельно, а в каких все-таки нуждались бы в помощи государства?
Я думаю, мы сейчас работаем в формате, когда каждый на своем месте. И как гражданин, и как организации либо государственные учреждения. Мы держим свой фронт и делаем все от себя зависящее ради приближения победы. Конечно, война актуализировала и создала целый пласт новых проблем и вызовов. С ними нужно работать и в течение следующих лет. Речь идет об восстановлении, об интеграции, о социальной реабилитации ветеранов, пострадавших от войны. Речь идет о безбарьерности и инклюзии. Ведь война — это страшное явление, она калечит людей тысячами каждый день. И мы как общество уже сейчас должны думать над тем, какие вызовы у нас будут.
Нам нужны системные инициативы на уровне государства, которые институционально создавали платформы для работы над решением этих вызовов. Эти платформы должны объединить вокруг себя общественный сектор и бизнес и консолидировать эти усилия. Только в этом случае мы сможем быстро и эффективно адресовать эти новые вызовы. А на своем уровне мы уже думаем о том, как война отразится на наших социальных программах и инициативах. Готовим определенные программы, которые должны помочь эти вызовы преодолевать. Обязательно будем приобщаться к совместной работе по решению проблем, которые обусловила война, и по целому ряду направлений помогать на уровне как страны, так и локальных громад.
Вопрос отбора персонала, качественных специалистов, профессиональных людей — насколько сейчас во время войны актуален? Помогает ли подбирать людей статус компании, дружественной к семье?
Это важный компонент репутации компании на рынке труда, состоящий из очень большого количества элементов. Конечно, статус компании, дружественной к семье, — это важный элемент. Но только одна из частей. Когда человек решает, выходить ли на работу в ту или иную компанию, то, конечно, делает это комплексно и учитывает очень много факторов. Но мы продолжаем нанимать людей в Украине. Очевидно, что наем сейчас, конечно, немного замедляется. Однако в Украине все равно мы имеем 200 вакансий. Для людей, для которых общечеловеческие ценности являются приоритетом, важной частью их жизни, тот элемент, что компания дружественна к семьям, имеет значение также. Но опять-таки это один из факторов, которые люди принимают во внимание. И компании тоже с этим работают.
К вопросам гендерного равенства вернемся. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы, что принципы гендерного равенства являются признаком европейской компании? И является ли это элементом интеграции украинского бизнеса в европейское корпоративное сообщество? Очень важно сейчас, когда мы на пути в Европу, причем очень быстрыми темпами этот путь мы должны пройти.
Мы работаем с этой темой тоже достаточно давно и системно. И гендерно чувствительные практики применяем на всех этапах так называемого employee journey, то есть того времени, которое человек проживает вместе с компанией. Это путь от поиска кандидатов и разных аспектов работы работников уже внутри компании.
Если оперировать цифрами, то, как результат нашей работы, женщины составляют 35% всего персонала. 52% проектных менеджеров в компании — это женщины. То есть это руководящие должности. И вы наверняка знаете, что недавно европейский парламент официально принял новый закон о гендерном балансе в компаниях, согласно которому к 2026 году компании должны будут иметь по крайней мере 40% представителей женского пола среди неисполнительных директоров или 33% всех директоров. И здесь мы горды сказать, что в SoftServe мы уже имеем подобные показатели. В частности, в Украине на должностях младшего директора и директора мы имеем 41% женщин, то есть показателя 40% представителей женского пола среди неисполнительных директоров мы уже достигли. Есть еще очень много примеров женщин на чисто инженерных позициях. Или, скажем, в researching development департаменте, занимающемся инновациями, поиском новых технологических решений и научными исследованиями.
В целом для нас не свойственна какая-либо стереотипизация профессии. Разработчиком или разработчицей программного обеспечения могут быть и мужчины, и женщины. Мы создаем благоприятную среду для того, чтобы объединить карьерный рост и возможность выполнять свои семейные обязательства. Эти подходы мы не прекращаем применять даже во время войны, ничего не ставим на паузу.
И хочу даже больше сказать, что во время войны именно на женскую часть нашей компании легли новые вызовы и открылись новые возможности. Ведь женщины могут сейчас ездить в командировку за границу. Поэтому мы имеем очень много примеров, когда, благодаря большой части женщин в компании, в частности на менеджерских и лидерских позициях, мы смогли продолжать развивать бизнес, открывать новые представительства в Латинской Америке и налаживать новые процессы там и т. д.
Теги: Бизнес Гендерное равенство Softserve Домашнее насилие
Читать далее