Пивоваренная промышленность. Зачем резать курицу, которая может нести золотые яйца?
Украинский рынок пива в условиях отсутствия даже формальной поддержки государства в последние годы стал развитым, конкурентоспособным и с высоким экспортным потенциалом.
Пивоварни, непосредственно предоставляя работу более чем 25 тысячам украинцев, создают до 5 рабочих мест в смежных отраслях — сельском хозяйстве, транспорте, ресторанном бизнесе, розничной торговле. Только в прошлом, крайне неудачном для пивной отрасли году бюджет получил 4,7 млрд грн акцизного налога, 2,7 млрд грн налога на добавленную стоимость и 0,6 млрд грн налога на прибыль, а социальные страховые платежи составили 0,8 млрд грн, по данным Государственной налоговой службы.
Вместе с тем сегодня национальный пивной рынок находится в затруднительном положении, прежде всего из-за сокращения объемов производства и потребления продукции, вследствие COVID-19. В дополнение к срывам производства, ограничению экспорта и неуверенности потребителей в будущем экономическая власть продолжает генерировать отрицательные для отрасли законодательные нововведения, в частности: приравнивание пива к алкогольным напиткам, усложнение условий лицензирования и рекламы, повышение ставок акцизного налога.
Последняя проблема (рост ставок) вообще стала системной для всей подакцизной группы товаров — пройденный путь чиновников для покрытия кассовых разрывов государственного бюджета без каких-либо консультаций с бизнесом.
Свежим примером недружественной политики стал правительственный законопроект 5600 от 02.06.2021 года, который предлагает отрасли:
- рост акцизного налога и изменение принципа его взимания без переходного периода. Если на данный момент за 1 литр произведенного пива уплачивается акциз в размере 2,78 грн, то теперь придется платить 59,82 грн за литр этилового спирта, затраченного на производство пива. Все вышеизложенное требует кардинального изменения всей системы учета на производствах в соответствии с новыми процедурами администрирования налога (соблюдать процентное содержание спирта в каждой партии или сорте пива), а также приведет к скрытому росту ставки акциза в среднем на 8 процентов;
- фактически нивелирует едва ли не единственную за время существования отрасли существенную поддерживающую инициативу парламента о введении сниженных ставок акцизного налога на алкогольные напитки для малых пивоваренных заводов, которая была поддержана более 300 депутатами — законопроекты 5118 и 5119 были проголосованы в первом чтении 20.05.2021 года. Правительство даже не учитывало тот факт, что указанные законопроекты являются реализацией части задач самого правительства по евроинтеграционным обязательствам Украины в рамках соглашения с ЕС, которые оно должно было выполнить еще до 31.10.2019 года.
Если попытаться вкратце оценить последствия таких необдуманных новаций:
- радоваться будут только импортеры и зарубежные производители, а пивную отрасль вместо части одного из потенциальных драйверов восстановления экономики ждет развитие наперекор неблагоприятной государственной политике (вопреки-развитие);
- украинцам, чтобы потреблять, например национальный продукт от малого производителя, придется платить из своего кармана на 4−6 гривен за литр дороже, чем сейчас;
- рост цен и немалые по стоимости новые процедуры администрирования (так, если приобретение оборудования для контроля содержания спирта стоит 6−7 тысяч евро) значительно ударит прежде всего по малым производителям, большинство которых балансируют с 2020 года на грани банкротства.
Таким образом, нам предлагают ненадлежащую государственную политику, наподобие неуклюжей революции, которая, в случае ее проведения, превратится в кризис для всех.