Новые и старые вызовы. Как держится украинская инфраструктура во время войны
Транспортная инфраструктура едва ли не первой приняла на себя удар полномасштабной войны, и до сих пор враг не останавливает свои атаки на нее. Кроме физических повреждений, сектор несет менее видимые, но не менее болезненные потери, финансово-экономические.
Каковы потери?
В результате российской агрессии было повреждено около 33% инфраструктуры по всей стране: 305 мостов, 19 аэропортов, 110 железнодорожных станций и 24 тыс. км дорог. По предварительным оценкам, общий объем потерь инфраструктуры в Украине составил $35,3 млрд, и эта цифра увеличивается ежедневно.
Авиационная инфраструктура
В первые недели войны российские войска совершали массированные обстрелы авиационной инфраструктуры. Всего из 35 аэродромов было повреждено 19, в том числе 12 гражданских и 7 аэродромов двойного назначения. Сумма потерь, по предварительным оценкам Киевской школы экономики, составляет $2,14 млрд.
Железная дорога
Впоследствии, целями активных атак стали объекты железнодорожной инфраструктуры, в том числе электрические подстанции. В целом за период полномасштабной агрессии рф был поврежден или потерян контроль над 6 тыс. км путей железной дороги. По данным Мининфраструктуры, предварительный обзор состояния дорог в деоккупированных регионах показывает, что в среднем пострадали около 10% дорог от их общего количества в областях, где происходили боевые действия. По оценкам прошлого года, предоставленным Укравтодором, реконструкция разрушенных дорог в среднем может обойтись в 29 млн грн за 1 км дороги, или около $26,6 млрд в целом. Если учесть восстановление мостов, то это еще $1,9 млрд.
Следует отметить, что все указанные цифры являются лишь предварительными оценками. Точно рассчитать размер ущерба возможно только после завершения активных боевых действий, когда эксперты будут иметь непосредственный доступ к объектам, чтобы оценить их техническое состояние.
Морская инфраструктура
Украинская портовая инфраструктура тоже получила существенные повреждения и убытки. Киевская школа экономики оценила общий прямой ущерб портовой инфраструктуры и причастных к ней предприятий в $496 млн. Также из 13 украинских портов 4 временно находятся под российской оккупацией, а именно Мариуполь, Бердянск, Скадовск и Херсон. Все ценное имущество у них с большой вероятностью уже разворовано оккупантами. Однако они все же держали порты работающими, чтобы иметь возможность вывезти украинское зерно в рф и другие страны.
В то же время, под контролем Украины остаются крупнейшие порты (Николаев, Ольвия, Одесса, Черноморск, Южный), но их полноценной работе препятствует россия. Это наносит огромный ущерб бизнесу, ведь до войны более половины всего украинского экспорта и 90% экспорта зерна перевозилось морским путем. Часть реки Днепр, главной внутренней водной артерией Украины, также блокируется в Херсонской и Запорожской областях. Недавно запущенная реформа восстановления внутренних водных путей, к сожалению, находится на паузе.
Простейших альтернатив заблокированным морским путям не существует. Единственным средством для продолжения экспорта товаров и сырьевых ресурсов является железная дорога и грузовые автомобили. Однако, к сожалению, у Украины нет железнодорожных путей такой же ширины, как у остальных стран Западной Европы, а значит, мы нуждаемся в смене колесных пар на каждом вагоне. Это приводит к длинным очередям железнодорожных вагонов на границах и увеличению логистических расходов. Для неких видов грузов логистические издержки превосходят себестоимость. Одним из вариантов расширения возможностей экспорта, предлагаемого бизнесом, является прокладка железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм по территории Польши, соединяющей украинскую железную дорогу и порт Гданьск, а также литовскую железнодорожную сеть. И уже сейчас бизнес готов использовать этот транспортный коридор для экспорта сельскохозяйственных грузов, продукции металлургии, горнодобывающей и химической промышленности, строительных материалов, нефти и нефтепродуктов.
Ведь нагрузка на железнодорожные пути существенно возрастает: в довоенное время объем грузоперевозки был в пределах 300−400 млн т в год, а сейчас для покрытия экспортных потребностей страны необходимо нарастить этот показатель почти вдвое — до 500−800 млн т в год. Однако еще одной проблемой является то, что инфраструктура стран ЕС не рассчитана на обработку таких больших объемов экспортируемых Украиной товаров. И для решения этой проблемы необходимы капитальные инвестиции не только в развитие пограничной инфраструктуры, но и в портовую инфраструктуру европейских стран, поскольку преимущественно через эти порты украинское зерно транспортируется в Азию или Африку.
Шанс на модернизацию?
В то же время есть и положительные моменты, в частности, следует упомянуть «зерновое соглашение», которое было подписано в конце июля. Посредством согласованных им «зерновых коридоров» удалось разблокировать экспорт из трех украинских морских портов, и это значительный прорыв. Бизнес очень поддержал решение Совместного координационного центра в Стамбуле продлить действие этого соглашения и оставить коридор работающим на постоянной основе после ноября 2022 года. В то же время, предприниматели ожидают возможность экспортировать не только зерно, но и другие товары, например, металл. Это сразу уменьшит нагрузку на железную дорогу, упростит и удешевит логистику.
Но в чем же «но»?
Сейчас мы видим проблемы продолжения действия настоящего Соглашения. Начиная с сентября, у пролива Босфор образовалась огромная очередь судов, которые идут в порты Украины за зерновыми грузами или уже загружены и находятся в пути к конечному пункту назначения. Еще с сентября представители россии, участвующие в инспекции судов, начали искусственно создавать такие очереди. Недавно мы уже услышали от России информацию о ее отказе продлевать зерновой коридор. Однако даже после призывов России Совместный координационный центр в Стамбуле без участия российских представителей согласовал движение в рамках зерновой инициативы 16 судов.
Европейская Бизнес Ассоциация уже обратилась в ООН и Посольство Республики Турция в Украине с просьбой сделать все возможное для продолжения действия Зерновой инициативы, включая рассмотрение вопроса Николаевского морского портового узла, а также увеличение на сутки количества проверок судов с украинской сельскохозяйственной продукцией.
Как можно попытаться стабилизировать вопросы логистики в стране?
Параллельно с восстановлением судоходной отрасли в Украине пора подумать над тем, как построить долгосрочное сотрудничество между Европой и Украиной в сфере логистики и развития цепей поставок. А для содействия нормальному функционированию инфраструктуры и ускорению обработки грузов из Украины можно уже сейчас: модернизировать и расширять железнодорожные пути, строить 80 км узкоколейную железную дорогу с терминалами на станциях Украины, развертывать на всех переходах с границей Украины со стороны ЕС пункты перестановки подвижного состава с широкой колеи на узкую (тележек, вагонов, крышек), упрощать таможенные процедуры при пересечении границы с ЕС для сокращения времени на оформление грузов на железной дороге. В то же время вводить совместный пограничный и таможенный контроль грузовых поездов и синхронизировать системы железнодорожных перевозок между странами ЕС и Украиной. Это позволит иметь комплексный транспортный план для каждого маршрута с информацией об операторах, сроках и ценах.
Необходимость обеспечить экспорт другими способами также способствовала внедрению ряда мер по модернизации автомобильной инфраструктуры. Со своей стороны, Украина завершила реконструкцию, начала полноценную работу и ввела пилотный проект по упрощенному оформлению транспортных средств на нескольких пунктах пропуска с Польшей. Кроме того, были выделены дополнительные пункты для пропуска пустых грузовиков и запущен проект «Электронная очередь» для грузовиков. Однако до сих пор остается нерешенной проблема возникновения очередей на украинско-польской границе. Так, в августе в отдельных местах очереди грузовиков достигали 60 км. Такая ситуация негативно влияет не только на украинский бизнес, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность, но и партнеров в ЕС, экспортеров украинской продукции, производителей, которые используют в своем производстве материалы из Украины. Мининфраструктуры уже предложило польской стороне несколько вариантов разрешения ситуации, в частности отмену фитосанитарного и ветеринарного контроля отдельных групп транзитных грузов. Также при возможности перевести эти службы на 24-часовой режим работы на польской стороне границы. Однако пока вопрос все еще ожидает урегулирования.
Пока идет война и небо закрыто для полетов, невозможно говорить о возобновлении авиационных перевозок в Украине. Однако есть вопросы, над которыми государству и украинским авиаперевозчикам стоит думать уже сейчас. К сожалению, большое количество работников авиационного сектора находятся в простое, многие пилоты теряют свои летные часы и лицензии. Это может привести к тому, что после нашей победы в стране будет дефицит кадров, а недавно подписанное Соглашение об открытом небе с ЕС приведет к тому, что иностранные перевозчики и пилоты будут быстро вытеснять украинцев с рынка. Поэтому МИУ и авиакомпаниям уже сейчас нужно начинать нарабатывать программу, которая поможет нашим пилотам сразу приступить к работе, как только откроется небо над Украиной. Первый шаг в решении этой проблемы уже сделан — недавно Правительство приняло постановление, разрешающее выезд за границу пилотам, что дает им возможность продолжать обязательную тренажерную подготовку или на время работать в других странах, чтобы не терять свои летные часы и лицензии.
Итак, во время войны инфраструктурный сектор сталкивается с рядом как очевидных, так и неочевидных вызовов. Однако даже в этих условиях бизнес продолжает работать и искать альтернативы обычным логистическим путям. Нельзя просто сложить руки и ждать окончания военного положения, ведь потери инфраструктуры колоссальны и на ее восстановление уйдет много времени. О будущем думать надо уже сейчас — делать работу над ошибками, бизнесу и властям слышать друг друга. Ведь каждый немаловажный шаг приближает нашу победу.
Теги: Инфраструктура Европейская Бизнес Ассоциация Ракетные удары Война России против Украины
Читать далее