Российская пропаганда использует киберспорт. Как с этим бороться?
Компания WARGAMING, разработчик популярной в Украине мобильной игры World of Tanks Blitz объявила о начале переноса эккаунтов украинских игроков с так называемого СНГ-сервера на европейский. Почему это важно?
Перенос эккаунтов украинских пользователей предполагает сохранение всех игровых активов и прогрессов украинских геймеров и формально ставит точку в вопросе окончательного ухода компании с рынка РФ и Республики Беларусь. Также в октябре разработчик полностью удалит СНГ-сервер, который фактически являлся виртуальным местом встречи украинцев и россиян более десяти последних лет.
Такое решение WARGAMING, к слову компания родом из Беларуси, можно только приветствовать — оно значительно сократит внутриигровые коммуникации геймеров из Украины и РФ.
Одновременно, чаще токсичные игроки из РФ, захотевшие переместиться вслед за украинцами на европейский сервер, будут вынуждены пожертвовать сервисами внутриигровых покупок и возможностью обновлять игру, что фактически сведёт к нулю их присутствие в европейском сообществе World of Tanks Blitz уже в ближайшие месяцы.
В ближайшее время World of Tanks Blitz прекратит свое существование в российских Google Play Market, App Store, Huawei AppGallery, Samsung Galaxy Store, Xiaomi GetApps и станет недоступной для пользователей, находящихся на территории страны-агрессора.
Для информации: киберспорт — официальный вид спорта в Украине с октября 2020 года. Внесен в государственный реестр неолимпийских видов спорта. Общая активная аудитория в Украине по разным оценкам: от 3,5 до 5,5 млн чел. Гендерный признак аудитории: мужчины 95%. Наиболее активный возрастной диапазон пользователей: 12−35 лет (не менее 80% общей аудитории).
Почему сокращение числа киберспортивных коммуникаций с игроками из РФ полезно для Украины?
Ответ на этот вопрос стоит искать в истории развития украинского киберспорта как социо-культурного явления последних 10-летий. Украинский киберспорт еще с начала нулевых был синхронизирован с российским как информационно, так и событийно.
Обладая финансовым ресурсом и пониманием медиа-потенциала киберспорта в части создания устойчивых моделей и образов в молодежной среде, российские киберспортивные операторы, за спинами которых значительно чаще можно было увидеть крупный российский бизнес (т.е. государство), активно строили киберспортивный СНГ-рынок, одновременно монополизируя его.
Инструментарий для создания монополии был прост, ясен и эффективен:
- Ивент-компании занимались организацией ярких киберспортивных турниров.
- Отраслевые медиа-компании работали с молодежной аудиторией в информационном поле.
- Русскоязычные студии прямых трансляций генерировали большое количество киберспортивного контента, профессионально упаковывая его и отдавая бесплатно потребителю.
- Профессиональные киберспортивные команды и нишевые лидеры мнений добавляли драйв и эмоцию общему процессу.
- Крупные турниры с убедительными призовыми фондами, проводились на больших киберспортивных аренах, приковывая внимание и рисуя горизонты карьерного успеха для подростков.
- Игровые сервера, влияющие на скорость отклика в игре, располагались на территории РФ, что создавало дополнительный стимул для украинцев оставаться резидентами киберспортивном СНГ-регионе.
А желание разработчиков самых популярных игр в мире развивать СНГ-регион именно в конфигурации российской монополии, добавляли устойчивости конструкции под названием СНГ-киберспорт.
Ярко упакованная повестка чаще находила место в умах украинских подростков, создавая базис лицемерного псевдо-единства с российской аудиторией:
- мы все — СНГ регион и мы едины, поэтому мы играем вместе;
- мы понимаем друг друга, т.к. говорим на одном языке;
- у нас общее прошлое, а значит мы братские народы;
- спорт вне политики и прочее.
На фоне мирового бана российского спорта и его исключения из спортивных календарей международных соревнований, к сожалению, российский киберспорт не ушел с мировых киберспортивных арен. Он лишь мимикрировал, приобретя новые формы.
Поэтому сейчас российские игроки и коллективы, меняя флаги, принадлежность к стране и собственные названия, продолжают участвовать в крупных международных киберспортивных турнирах, на фоне закамуфлированного равнодушия компаний-организаторов.
Так, на проходящем на днях в Сингапуре The International 2022, крупнейшем турнире по DOTA2, выступили по меньше мере, 13 игроков с российскими паспортами.
Но есть и хорошие новости. Например, большинство компаний — мировых лидеров в производстве игрового контента, среди которых Electronic Arts, Rockstar Games и Activision Blizzard бескомпромиссно ушли с российского рынка еще весной.
Однако, Международная федерация киберспорта (IESF, Южная Корея) до сих пор не сумела публично сформулировать свое отношение к РФ, как к стране — мировой угрозе, предпочитая обходить острые углы и компромиссно балансировать в информационном поле.
Безусловно, решения, подобные решениям WARGAMING, нужно приветствовать, но о значительном очищении украинского киберспорта от российского влияния говорить еще рано. Украинская аудитория по-прежнему вынуждено сталкивается с токсичной российской повесткой, умело упакованной в форму актуального киберспортивного контента в Telegram, Youtube, Twitch и на других платформах, часто синхронизированной с тем, что транслируется с экранов пропагандистских телевизионных каналов в РФ.
Почему в Украине официально не работают российские платформы «ВКонтакте» или «Одноклассники»? Ответ очевиден: эти площадки являются системным информационным поставщиком лицемерной российской идеологии и сбора персональных данных украинцев. Кто являлся самым активным и многочисленным потребителем «ВКонтакте» и «Однокласссники»? Украинская молодежь. К счастью, лишь до 2017 г. (именно в этом году вышел Указ Президента Украины и закрытии на территории Украины этих социальных сетей).
Что может предложить молодежи украинский киберспорт?
Уже многое, несмотря на войну в нашей стране:
- В Украине успешно работают и развиваются студии прямых киберспортивных трансляций, среди которых особо выделяется качественным украиноязычным контентом студия MAINCAST
- Одно из самых влиятельных профессиональных украинских изданий GAMEINSADE наполняет украинский информационный рынок, качественно освещая внутренние и мировые киберспортивные события.
- Украинские турнирные операторы продолжают оставаться активными игроками на рынке организации и проведения крупных международных турниров.
Но этого мало.
Киберспорт, находящийся на стыке cпорта, интертеймента, IT в части игровой разработки и собственной мультифункциональности как инструмента для работы с социальной проблематикой, является более масштабным культурным явлением, чем может показаться на первый взгляд.
По данным социологического исследования, проведенного Украинской профессиональной киберспортивной ассоциацией (UPEA) и UNICEF Украина в 2021 г., в котором приняло участие более 2 тысяч респондентов, проживающих во всех регионов Украины, 41% украинцев уделяют видеоиграм от 1-го до 3-х часов ежедневно, при этом больше всех играют те, кто находится в возрастном диапазоне 18−25 лет.
То есть киберспорт в Украине можно позиционировать как инструмент и коммуникационную платформу для:
- диалога различных групп украинского общества;
- создания условий диалога ветеранов Вооруженных Сил Украины с молодежным коммьюнити;
- образования и профессиональной переориентации граждан, включая временно перемещенных лиц;
- детской и подростковой психологической и функциональной диагностики, коррекции и реабилитации в период войны;
- создания и продвижение креативной украинской молодежной политики в Европе и других регионах.
Все это может создать дополнительную устойчивость украинскому гражданскому обществу, эффективно продемонстрирует новаторские украинские идеи и возможности миру, наблюдающему, помогающему и желающему добра Украине.
Потенциальный феномен украинского социального киберспорта не стоит рассматривать плоско. Он многогранен и мультифункционален. Важно лишь, чтобы этому феномену нашлось достойное место в модели развития современной, сейчас воюющей и принявшей окончательный курс соответствия принципам мировой демократии, Украины.
Теги: Российская пропаганда Киберспорт Война России против Украины
Читать далее