
«Вместо нас возьмут белорусов и россиян». Как украинские студенты пытаются выехать на обучение за границу
Могут ли мужчины призывного возраста выезжать на обучение в зарубежные вузы во время военного положения, как объясняют отказы в Государственной пограничной службе и что об этом думают сами студенты — в материале НВ.
25 тыс. голосов, необходимых для рассмотрения президентом, набрала петиция с просьбой разрешить выезд за границу мужчинам призывного возраста, которые являются студентами иностранных вузов.
«На границе действуют более негласные правила, чем реальные постановления, как, например, выпускать только тех, кому 18−21 лет, или требовать дополнительные документы, которых нет в официальном перечне на сайте ГПС Украины», — говорится в петиции.
Новоиспеченные студенты вузов Европы и других стран мира по несколько раз пытаются пересечь государственную границу Украины, чтобы начать учебный семестр в своих вузах. После напрасных попыток устраивают митинги на КПП Шегини — Медыка .
Запрет на пересечение государственной границы для студентов зарубежных вузов регламентируется совсем не «негласными» правилами, а вполне конкретным нормативно-правовым актом, объясняет в комментарии пресс-секретарь Государственной пограничной службы Андрей Демченко. А именно пункт 2−6 постановления Правительства № 57 О порядке пересечения границы гражданами Украины.
«Это постановление содержит ряд исключений — то есть категории, которым разрешено пересекать границу в условиях военного положения. Пограничники руководствуются исключительно этим законодательством», — говорит Андрей Демченко.

Пункт 2−6 гласит: «В случае введения на территории Украины чрезвычайного или военного положения право на пересечение государственной границы, кроме лиц, указанных в пунктах 2−1 и 2−2 этих Правил, также имеют другие военнообязанные лица, которые не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации. Эта норма не распространяется на лиц, определенных в абзацах втором — восьмом части третьей статьи 23 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации».
«С 24 февраля 2022 года мужчинам от 18 до 60 лет был ограничен выезд за границу. Однако в марте высшее военное руководство выступило с предложением предоставить студентам зарубежных вузов возможность выехать из Украины для продолжения учебы. Речь шла именно о тех студентах иностранных вузов, которые поступили и учились там еще до 24 февраля 2022 года. Пограничники такую категорию студентов выпускали», — говорит Андрей Демченко.
По его словам, изменить решение пришлось из-за манипуляций и большого количества поддельных документов, которые предъявляли такие лица при попытках пересечь границу. По подсчетам Андрея Демченко, только за июль-август 2022 года пограничниками было обнаружено около 600 документов, которые были подделаны или имели признаки подделок. Поэтому с 14 сентября 2022 года выезд за границу во время действия военного положения был закрыт для всех мужчин, которые являются студентами зарубежных вузов — независимо от того, когда они поступили и какой пакет документов имеют при себе. При попытках пересечения границы работники ГПСУ должны выдавать письменные отказы.
Репортер НВ Саша Горчинская пообщалась с четырьмя ребятами, которые планировали выехать на обучение за границу в 2022 году. Они рассказывают свои истории и объясняют, почему возможность уехать для них сейчас так важна.
Ярослав Козыра, 21 год
Я являюсь студентом первого курса Лодзкого университета в Польше, учусь по специальности Полонистика с английским языком. Поступить в польский вуз планировал более 3 лет, ведь этот процесс не легкий.
Изучение языка заняло у меня более полутора лет, параллельно с этим я занимался сбором соответствующих документов. В 2021 году мне удалось получить Карту поляка, позволяющую учиться в Польше бесплатно, а также добавляющую немало бонусов. В том же году начал выбирать университет. В Лодзе проживает мой друг, посоветовавший местный университет. По разным рейтингам он входит в топ лучших в Польше.
Итак, я занялся переводом всех документов: аттестат, приложение к нему и так далее. Собственно вступительная кампания началась с 5 мая 2022 года и продолжалась до середины июля. Отбор был достаточно нелегким. Я сдал тест на знание польского языка, а 27 июля получил письмо о том, что меня принимают на обучение.
С марта 2022 года и до 8 августа на сайте ГПСУ была информация, что студенты, обучающиеся в зарубежных вузах, имеют право на пересечение границы, в том числе и те, кто только что поступил в такие вузы. Для выезда такой категории лиц ГПСУ требовала либо нотариально переведенные и заверенные документы о принятии на обучение, либо студенческий билет, либо студенческую визу, а также запись в учетном военном документе о предоставлении отсрочки от призыва или мобилизации во время действия особого периода. Также справку от ТЦК и СП относительно того, что возражения моего выезда за границу для обучения отсутствуют.
Письмо о зачислении я сразу передал на перевод. Уже с переведенными документами обратился в Хмельницкий ТЦК и СП, или, проще говоря, в военкомат. Специальная комиссия проверяла все документы на подлинность. Вдобавок к письму о зачислении я предоставил копию Карты поляка, сертификат о знании польского языка, мои переписки с университетом, копию страниц загранпаспорта с действующей визой. На процесс получения справки для выезда за границу потратил почти месяц, ведь военкомат подавал запрос в университет через Министерство образования — там спрашивали, действительно ли я являюсь студентом, на что получили положительный ответ.
С 14 сентября 2022 года прекратили пропускать студентов, ссылаясь на постановление Кабинета министров Украины № 57 Об утверждении Правил пересечения государственной границы гражданами Украины. Как известно, в Конституции Украины есть ст. 33. Постановление Кабмина — это нормативно-правовой акт, а не закон. Соответственно, действующий запрет — неконституционный, ведь если бы запрет на выезд действительно был, еще 24 февраля 2022 года, после введения президентом правового режима военного положения, Верховная Рада Украины должна была принять соответствующий закон. Этого, конечно, не произошло.
Решением проблем с выездом студентов начала заниматься народный депутат ВРУ, председатель подкомитета по вопросам высшего образования Юлия Гришина. Она и еще более 50 депутатов обратились в МОН, а также к премьер-министру Денису Шмыгалю о решении вопроса с пересечением границы для студентов.
Соответствующее обращение депутат еще направила в Министерство обороны, а также — в Генеральный штаб. Валерий Залужный согласился, что все категории граждан, не подлежащие мобилизации, должны иметь право на пересечение границы, в том числе студенты. В то же время Министерство обороны предоставило свой комментарий по этому вопросу: министр Алексей Резников сообщил, что еще за месяц до обращения народного депутата Юлии Гришиной они совместно с Министерством внутренних дел, в частности с его руководителем Денисом Монастырским, уже согласовали проект о возможности студентов пересекать границу. Однако этот вопрос до сих пор не был вынесен на повестку дня в Кабмине и остается «замороженным».
Что делать нам, студентам, у которых обучение уже началось, до сих пор неизвестно. Игнорирование этого вопроса никак не приведет к его решению. Нас просто отчислят, а наши места займут белорусы и россияне. Вместо образованных и профессиональных кадров Украина получит «кучу» немотивированных людей со сломанными планами и мечтами.
Александр Грабовой, 21 год
Я студент Института геодезии Национального университета Львовская политехника. Получил грант от DAAD на обучение по программе двойных дипломов в Университете прикладных наук в Нойбранденбурге, Германия. Наша студенческая группа для подачи документов и последующего зачисления была сформирована еще осенью 2021 года.
Зимний семестр 2022−2023 учебного года начинается 1 сентября 2022 года. Еще в мае мы исследовали вопрос возможности выезда студентов за границу и убедились, что при наличии документов о зачислении, разрешения от военкомата и студенческого билета или визы можем выехать. Международный офис Университета прикладных наук Нойбранденбург начал подготовку документов, и уже в июле получили их по почте.
Первые проблемы начались при получении разрешения в военкомате, это Винницкая область, по месту моей регистрации. Сначала с нами вообще не хотели разговаривать, отказывались пускать на территорию для получения справки, ссылаясь на то, что они ничего не выдают. В общей сложности я ходил к ним 37 раз. После того как сказали, что в следующий раз придем с адвокатом, нас все же пропустили и начали процесс подготовки документов для получения разрешения на выезд. В процессе выяснилось, что документы о зачислении должны содержать апостиль. Мы обратились с просьбой об апостилизации документов в Университет прикладных наук Нойбранденбург, и уже в середине августа получили документы с апостилем.
Зная о том, что семестр начинается с 1 сентября, военкомат максимально оттягивал предоставление разрешения для выезда на обучение по разным причинам. Однажды наши документы потеряли. Однако в конце августа мы получили разрешение на выезд и соответствующую запись в наших учетных документах.
Границу решили пересекать 5 сентября на поезде Львов — Перемышль. Но на границе нас высадили. Официальный отказ — якобы мы не предоставили необходимые документы, но какие именно — не указали. Неофициально же сообщили, что выпускают «только после личного разрешения председателя Государственной пограничной службы Украины». На наши замечания, что для этого нет оснований и распоряжений, никто даже не реагировал.
Ректор Университета прикладных наук Нойбранденбург написал официальное письмо главе ГПСУ с просьбой посодействовать нашему выезду, потому что мы действительно студенты, и что были участниками этой программы еще до начала [полномасштабной] войны. Никакого ответа мы не получили.
14 сентября 2022-го отправились на пеший пункт пересечения границы с Польшей, в Шегини. С самого начала нам начали хамить: даже не посмотрев документы, сказали, что мы никуда не уходим. Вместе с нашей группой было еще двадцать студентов. Пограничники собрали наши документы, сфотографировали их и вернули спустя 10 минут, после чего приглашали по одному в кабинет. Там на камеру официально предоставили письменный отказ в пересечении границы, ссылаясь на то, что с 14 сентября 2022 года никакие студенты не имеют права на выезд. В самом отказе было написано: «Не предоставил необходимых документов». Приказ, запрещающий студентам покидать Украину после 14 сентября, нам никто не показал. Вместо этого вызвали дежурных, которые вывели нас за пределы КПП.
Вадим, 18 лет
Я из Ровно, студент второго курса Острожской академии, обучаюсь по специальности Документоведение. В середине февраля 2022 года подал документы на программу по обмену студентов Erasmus+. Эта программа предусматривала обучение в течение одного семестра по смежной специальности Архивное дело в Университете Градец-Кралове в Чехии. А также стипендию в размере 500 евро на семестр.
В марте со мной связался координатор и сообщил, что я прошел на программу. Для того чтобы собрать те документы, которые у меня сейчас есть, мне понадобилось полгода. Я ездил в свое учебное заведение по несколько раз в неделю, также в военкомат, общался с адвокатами. К сожалению, все это не помогло.
Учеба началась еще 14 сентября 2022 года, но после нового запрета на выезд за границу я понял, что уехать никуда не смогу. Дело в том, что до 14 сентября существовал исчерпывающий перечень документов, необходимых студентам для пересечения границы в период действия военного положения. Это студенческий билет, отсрочка от мобилизации и разрешение на пересечение границы от ТСК. Сейчас пограничники отвечают, что этих документов недостаточно. Однако, где можно было бы найти актуальный перечень документов, никто не говорит.

В общей сложности пробовал пересечь границу четыре раза. Впервые на автобусе через КПП Шегини на границе с Польшей. Тогда даже не думал, что меня могут не пустить. Меня спросили, на каком основании я хочу уехать, спросили, где учусь. Показал все документы, которые у меня были. Потом позвали старшую и под запись сообщили, что уехать я не смогу. Меня вывели из КПП ночью. Утром я решил попробовать снова, отстоял свою очередь вторично. Пограничницы начали орать на меня, называли двоечником, обещали вызвать полицию, если я буду продолжать свои попытки.
Во время других попыток пограничники спрашивали меня, где я купил документы и сколько это стоит. Я объяснил, что не покупал их. Зато работники ГПС начали копаться в моем телефоне, почитали даже переписку с мамой.
Я переписываюсь с другими студентами через телеграм-канал, который сам веду. Есть также боты, отслеживающие количество отказов для студентов подобных программ. Точной статистики отказов у меня нет. Из моих знакомых нет ни одного парня, кто мог бы выехать за границу на обучение после 24 февраля 2022 года. Да, есть девушки, которые смогли уехать и по программе Erasmus+, а также вступившие в зарубежные вузы.
Я считаю, что мои возможности как студента сейчас исчерпываются. Следует отметить, что не все студенты в Украине сейчас — в равных условиях. Многие нуждаются в серьезной поддержке от нашего государства. Я буду делать все, что от меня зависит, дабы эти студенты не остались без поддержки и внимания.
Тимофей Мельник, 21 год
Я из Бучанского района Киевской области. Сейчас студент частного вуза Луис [LUISS Guido Carli] в Риме, Италия. Поступил туда в мае 2022 года на специальность «Глобальный менеджмент и политика», что является логическим продолжением моей бакалаврской программы «Международные отношения». Я немного изменил вектор, потому что мне нравится быть менеджером — вижу в этом свою дальнейшую деятельность. Эта программа уникальна, в Украине таких нет.
Я готовился к поступлению именно в итальянский вуз еще с августа прошлого, 2021 года. Это была моя амбициозная мечта. Планировал поступать в государственный вуз на бюджет. Но для этого нужно было собрать множество документов, чтобы претендовать на государственную стипендию. Однако с началом полномасштабной войны Италия, как и большинство европейских стран, открыла возможности бесплатного обучения для украинских студентов.
Вузы, в которые я поступил, входят в топ-100 лучших высших учебных заведений мира. Украинцам они дали десять грантов на бесплатное обучение. То есть Европа предоставила мне возможность бесплатно учиться в частном вузе.

Мой учебный год начался 5 сентября 2022 года. За границей есть такая фишка, как неделя первокурсника, когда проходят различные неформальные мероприятия, например, знакомство с кампусом, с однокурсниками, с профессорами. Конечно, это я уже упустил. С 12 сентября должно было начаться обучение.
Ранее для пересечения границы студентам иностранных вузов было достаточно предоставить письмо-приглашение из университета, приписное из военкомата и разрешение на отсрочку. Я ходил в военкомат, давал им свое письмо-приглашение, а спустя некоторое время получил от них необходимые документы.
Впоследствии дополнительно к этим документам потребовали также студенческий билет или [студенческую] визу. Но если рассуждать рационально, то студент еще не прибыл на учебу, стало быть, как он может иметь при себе студенческий билет. Что касается визы, Италия временно их отменила, поэтому мне нечего показать, потому что визы для этой страны не нужны.
В моем университете нет студенческого билета в том виде, в котором мы бы его представляли, он электронный. Это мобильное приложение с названием университета — LUISS — где собрана вся информация обо мне: моя специальность, выбранные курсы, учебные материалы и QR-код со студенческим билетом. У меня есть рекомендации из университета, мотивационное письмо, письмо-приглашение, сертификат языковых курсов IELTS. Все это я демонстрировал пограничной службе. То есть в целом у меня был достаточный пакет документов, которые бы подтверждали, что я являюсь студентом зарубежного вуза и действительно еду туда на обучение.
Я пробовал пересечь государственную границу девять раз. При первой попытке, когда я прибыл на КПП Шегини вместе с мамой, мне отказали, аргументируя отказы тем, что я поступил в вуз после 24 февраля 2022 года. Также звучали такие отказы, что якобы я могу быть фейковым студентом — это несмотря на то, что у меня есть все документы.
Во время одной из следующих попыток ко мне подошел пограничник, который просто сказал, мол, ну, я вижу, что ты студент, что ты мотивирован учиться, но мне сказали не выпускать тебя. Мне отказывали также, ссылаясь на ст. 23 ЗУ О мобилизации и мобилизационной подготовке.
Я пробовал другие пункты пропуска: на границах с Венгрией, Словакией, Молдовой, Польшей. На одном из пунктов мне сказали переделать одну из справок. Я мчусь с мамой во Львов за 5 тыс. грн, чтобы сделать этот документ, возвращаюсь на границу, а мне говорят: «Так у вас нет визы». Во время одной из попыток на меня составили протокол об административном правонарушении за якобы «буйное, злобное неповиновение».
До 9 августа 2022 года выпускали фактически всех студентов. Но потом появились какие-то новые указания и перестали выпускать студентов, поступивших именно после 24 февраля. Нас кормили обещаниями: говорили, что борются за студентов, что-то делают. Но на самом деле ничего не делали для того, чтобы изменить ситуацию. Думаю, Минобразования должно было бы пообщаться с министерствами образования других стран или вузами в других странах, чтобы дополнительно подтвердить, что мы действительно являемся студентами этих учебных заведений и выезжаем за границу на обучение.
Сейчас получается так, что студенты тратят средства на адвокатов, частных перевозчиков и так далее, чтобы бороться за право уехать, за право на обучение. Я бы, честно говоря, лучше перечислил бы израсходованные все средства на ВСУ.
Я христианин, посещаю протестантскую церковь. В Библии есть следующая фраза: «Извлекай из ничтожного драгоценное». Когда я думаю о том, что со мной происходит, то пытаюсь для себя выделить что-либо, что я в этой ситуации получил. На границе я познакомился с большим количеством интересных людей — это широкая сеть контактов. Я уже смирился с тем, что мне, может, не удастся уехать. В таком случае я продолжу бороться за права других и постараюсь быть максимально полезным здесь, в Украине.
Теги: Мобилизация Военное положение Госпогранслужба Украины Запрет на выезд
Читать далее