Враждебные, но рабочие отношения. США и Россия возвращаются к традиционной дипломатии — The Economist
Единственные конкретные достижения во время саммита президента США Джо Байдена и президента РФ Владимира Путина были небольшими, но прочными, пишет авторитетное издание The Economist.
В статье America and Russia return to traditional great-power diplomacy отмечается, что цель встречи двух президентов состояла в том, чтобы управлять продолжающейся конфронтацией, укрепить красные линии, разъяснить правила взаимодействия и получить оценку слабых сторон друг друга. Единственными конкретными договоренностями стало начало нового раунда ядерных переговоров и возвращение послов.
Саммит охарактеризовался отходом от дискурса отношений предыдущего президента США Дональда Трампа и Владимира Путина. Его выводом стало то, что кибератаки на жизненно важные объекты инфраструктуры запрещены, споры по Украине и Беларуси не должны разрешаться военными средствами, и как ни прискорбны были бы нарушения прав человека, к ним следует относиться отдельно от безопасности.
Байден и Путин. Главное с пресс-конференции в Женеве https://www.youtube.com/watch?v=z46eqQS6tQ8&feature=youtu.be
Стиль и риторика Байдена должны были подчеркнуть, насколько он отличается от Трампа. Его месседж состоит в том, чтобы «восстановить предсказуемость и стабильность» отношений США и России, создать основу хотя и враждебных, но рабочих отношений, как это было с Советским Союзом.
Путин правит клептократическим режимом, в котором главенствуют службы безопасности. Это режим, который больше заботится о богатстве, чем об идеологии, и озабочен своим собственным выживанием, а не глобальным соперничеством с США, не говоря уже об интересах русского народа. Он процветает на беспорядке: вторгся в соседние страны, отравил своих противников и вел кибернетическую и информационную войну против Запада. Путин говорит о восстановлении величия России, позволяя своим друзьям грабить ее ресурсы.
В марте, через два месяца после инаугурации Байдена, новоизбранный президент США назвал Путина убийцей. Через несколько недель Путин сосредоточил огромную армию на восточной границе Украины. И в то же время обрушил весь свой силовой аппарат на подавление движения Навального. Некоторые диссиденты бежали из страны. Путин задушил немногочисленные независимые СМИ, присудив им статус «иностранных агентов», тем самым отпугнув рекламодателей. Чтобы донести до Вашингтона послание, российские агенты взломали американские правозащитные группы и аналитические центры, критиковавшие Путина.
Это привлекло внимание Байдена, и он предложил саммит. Его команда надеялась, что уступки тщеславию Путина побудят его доставлять меньше неприятностей. Между тем, они надеялись показать новый пример жизнеспособности демократии и глобального лидерства. Затем Байден дал Путину еще одну победу, сняв санкции с одной из фирм, причастных к строительству Северного потока-2. Владимир Путин и даже президент Украины Владимир Зеленский посчитали это большой победой для России.
Путин дал понять, что он тоже заинтересован в «предсказуемых и стабильных» отношениях. Под этим он подразумевает, что США должна держаться подальше от дел России. В надежде провести свою собственную красную линию, он объявил движение Навального «экстремистским», пригрозил уничтожить Украину в случае приближения НАТО и поддержал белорусского диктатора Александра Лукашенко. Во время пресс-конференции Путин попытался оправдать репрессии в РФ, назвав своих политических оппонентов американскими агентами.
Если Байдену нужно снизить напряженность в отношениях с Россией, чтобы он мог сосредоточиться на более серьезном противостоянии с Китаем, Путину нужна определенная форма разрядки с Соединенными Штатами, чтобы он мог сосредоточиться на подавлении инакомыслия и восстановлении своей «империи».
Когда Байден встретил Путина: подводим итоги переговоров президентов США и РФ https://www.youtube.com/watch?v=FgHjhM6QhP0&feature=youtu.be
«Если бы Путин выполнил список желаний Байдена, освободил всех политических заключенных, ушел из Крыма и Донбасса и уступил Западу по другим ключевым пунктам, это привело бы к краху существующего режима», — говорит Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги.
На данный момент прогресс в ядерных соглашениях и возвращение послов придают видимость легитимности режиму-изгою, который готов пожертвовать жизнями, чтобы защитить свое богатство и власть. И еще неизвестно, сделает ли саммит режим Путина менее опасным.