Порох без огня. Почему Порошенко не смог стать опасным конкурентом Зеленского, оставаясь его главным оппонентом
За два года, проведенные вне власти, Петр Порошенко закрепил за собой звание главного оппонента Владимира Зеленского, но так и не сумел стать для того опасным конкурентом.
10 июня лидер партии Европейская солидарность (ЕС) и действующий народный депутат Петр Порошенко дал эксклюзивное 50‑минутное телеинтервью. Для этого он выбрал канал Прямой — тот самый, который он официально приобрел примерно четыре месяца назад, в середине февраля.
Для начала бывший глава государства и собственник Прямого скромно поблагодарил ведущего за приглашение в студию и взялся обсуждать последние новости внешней политики — например, грядущую встречу президентов США и РФ в Женеве. При этом Порошенко упрекнул Владимира Зеленского — тот, мол, не сумел добиться личной встречи с Джо Байденом накануне его переговоров с Владимиром Путиным и получить приглашение для Украины на саммит НАТО в Брюсселе. Пятый президент страны заявил, что Зеленский ведет себя как слон в посудной лавке.
Однако большую часть эфира лидер ЕС посвятил скандалу, в который попал сам. На протяжении последнего месяца программа журналистских расследований Bihus.info выпустила четыре сюжета о так называемых пленках Медведчука, записанных во времена президентства Порошенко. На них ныне находящийся под санкциями и домашним арестом депутат от ОПЗЖ Виктор Медведчук беседует с различными российскими чиновниками и представителями «республик Донбасса». И, обещая решить различные вопросы, многократно ссылается на «главного» и «президента», имея в виду, судя по всему, Порошенко.
Теперь лидер ЕС пояснил своему телеканалу, что работа Bihus.info — это спектакль, который разыгрывается якобы с единственной целью: «политическая атака на оппозицию».
Журналист Денис Бигус, опубликовавший «пленки Медведчука», рассказал НВ, что за последние два года их программа делала много расследований про окружение Зеленского. И сторонники Порошенко радостно делились ими в соцсетях. Теперь все поменялось. «Это [прозвучавшее из уст экс-президента обвинение в политическом заказе] типичная реакция на расследование, когда, по сути, сказать нечего», — уверен Бигус.
Связь с Медведчуком наносит серьезный репутационный удар по Порошенко, уверен Анатолий Октисюк, эксперт Дома демократии. Впрочем, даже это вряд ли отпугнет от лидера ЕС его самых ярых сторонников. У Порошенко, мол, нынче есть проблемы иного характера: за два года в оппозиции он сумел застолбить за собой патриотическое направление, его личный рейтинг и показатели поддержки ЕС подросли на фоне падения популярности власти, но экс-президент уперся в невидимый потолок. Имя ему — высокий антирейтинг Порошенко, который никуда не делся.
В итоге собственник Прямого и его партия оказались зажатыми в электоральной нише, которую им пока не удается расширить, объясняет Алексей Розумный, ведущий эксперт политико-правовых программ Центра Разумкова. «Бывший президент не предлагает обществу ничего нового, а только отбивается от атак. Тогда как успешный политик от оппозиции — это тот, кто сам атакует власть», — уточняет он.