Белый дом против Кремля. Иван Яковина анализирует главные темы сегодняшней встречи Байдена и Путина
Сегодня, 16 июня, в швейцарской Женеве состоится встреча президентов США и РФ Джо Байдена и Владимира Путина. Стороны обсудят двусторонние отношения, российскую агрессию в Украине, а также отравление лидера оппозиции в России Алексея Навального и диктатуру Александра Лукашенко в Беларуси.
Незадолго до президентской встречи, которая будет проходить на вилле Ла Гранж и начнется в 14:35 по киевскому времени, международный обозреватель НВ Иван Яковина проанализировал, чего ждать от этих переговоров.
Д ва козыря Путина перед встречей с Байденом обладают настоящими именами: одного из них зовут Тревор Рид, а второго — Пол Уилан. Это два американца, которые «сидят» в России по обвинению в шпионаже. У американцев большая фрустрация на эту тему — они требуют освободить этих людей, не веря в то, что они действительно могут быть шпионами.
Полагаю, Владимир Путин на встрече с Джо Байденом попытается «торговать» этими двумя людьми и сказать нечто вроде: давайте вы не будете вводить против нас санкции, а мы вам вернем и Тревора Рида, и Пола Уилана. Поскольку американцы очень хотят освободить этих людей, я думаю, что они могут пойти на какие-то уступки. Кроме этого американцы хотят получить гарантии того, что Российская Федерация больше не будет вмешиваться в выборы в США, а также не будет проводить хакерские атаки, которые в последнее время стали настоящим бичом американской экономики.
Но самое главное, что Байдену нужно от Путина, — чтобы Россия перестала быть вассалом Китая и присоединилась к западной системе сдерживания китайских амбиций. Это было бы выгодно и самой РФ, поскольку в случае чего она первой попадет под китайский удар.
Читайте также:

Тимоти Эш Путину подарили победу? Что не так в стратегии Байдена
Также американский Госдепартамент буквально на днях объявил, что во время переговоров с Путиным Байден обязательно поднимет тему Навального и Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Недавно в России приняли решение, признающее ФБК экстремистской организацией, а главам этой организации уже выписаны ордеры на арест — правда, почти все эти люди находятся за границей. Навального американцы знают, за его судьбой следят, и я думаю, что Байден будет требовать от Путина либо освобождения Навального, либо смягчения условий его содержания. Важно отметить, что следующий пакет американских санкций будет введен именно за Навального, а точнее — за применение против него химического оружия. Поэтому от того, как завершатся переговоры, будет зависеть, примут ли американцы новый пакет санкций.
Кроме того, Байден и Путин обсудят Украину. Дело в том, что для Джозефа Байдена Украина — не чужая страна, он очень много сил, эмоций и ресурсов вложил в то, чтобы она стала успешным государством европейского типа. Я предполагаю, что цель Байдена — стать самым влиятельным иностранцем в Украине, что прямо противоречит желаниям Путина, который хотел бы точно такого же статуса для себя.
И если для президента США Украина просто не чужая страна, к которой он испытывает большой интерес и для которой хочет успеха, чтобы она в значительной степени могла стать образцом для развития России в будущем; то для Путина Украина — его нереализованная фантазия. Это страна, о которой он мечтал и которую всегда хотел контролировать, но которая так и не стала его слушаться. Страна, оставшаяся независимой и свободной, несмотря на многочисленные попытки и долгие десятилетия усилий Владимира Путина подчинить ее себе. Полагаю, один из главных споров между Байденом и Путиным в Женеве будет о том, чьей должна быть Украина в цивилизационном смысле.

Важно еще и то, что у Владимира Путина единственный оставшийся козырь, помимо двух американцев, находящихся сейчас фактически в российском плену, — это угроза совершить полномасштабное военное вторжение в Украину. Думаю, все хорошо помнят начало этого года, когда Владимир Путин сумел добиться звонка от Джозефа Байдена и встречи с ним, стянув все свои войска аж из Сибири и Кузбасса к границе с Украиной. Только тогда, когда сформировалось сразу две воинские группировки — одна под Белгородом и Воронежем, другая — в Крыму, — Западу пришлось обратить внимание на Владимира Путина. Он может привлечь к себе внимание только серьезными угрозами в адрес Украины.
Сам по себе глава Кремля уже не особо-то интересен. Важно, что никаких других способов воздействия на Запад у Путина не осталось. В принципе, таким рычагом должен был стать Северный поток-2, но пока ситуация с ним не совсем ясна. Если в Германии на сентябрьских выборах победят «зеленые», то этот Поток, даже будучи достроенным, может быть просто не введен в эксплуатацию.
Стоит отметить, что в отношении Украины Путин начал транслировать угрозы еще до своего вылета в Швейцарию. Он будто дает понять, что если они с Байденом не договорятся, то пострадает за это Украина. Например, Путин заявил, что Украина возникла «как порождение советского периода». По мнению президента РФ, называть русских не коренным народом Украины смешно и это якобы похоже на идеи нацистской Германии, хотя в России тоже есть закон о малых коренных народах. Путин, видимо, об этом забыл.
Также Путин заявил, что Украину создают как антипод России, и назвал умными тех ее жителей, которые не желают вступления их страны в НАТО.
«Я говорю без всякой иронии, не потому, что другие — глупые, а потому, что те, кто не хотят, — понимают, что они не желают оказаться на линии огня, они не хотят быть разменной монетой или пушечным мясом», — сказал он.
То есть, с одной стороны, Путин совершенно очевидно угрожает Украине, поскольку заявление о «пушечном мясе» сложно расценивать как что-то иное. Он угрожает Украине на тот случай, если у него не получится выдавить из Байдена каких-то преференций и уступок, в первую очередь в отношении санкций. С другой стороны, Путин непроизвольно раскрывает свою неудовлетворенность, фрустрацию, злость и одновременно мечту по поводу того, что Украина так и не подчинилась его воле и осталась свободной и независимой. У него же в целом есть две главные идеи: отомстить Западу за распад Советского Союза и сделать так, чтобы СССР восстановился. Поэтому с Украиной у Путина связано очень много неприятных ассоциаций и воспоминаний.