
«Ситуативная история, которая выгодна всем». 5 фактов о «зерновом коридоре» из интервью Министра инфраструктуры Украины Александра Кубракова
Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков в интервью Экономической правде рассказал о том, как готовился и как работает «зерновой коридор» из черноморских портов Украины. НВ Бизнес выбрал наиболее интересные цитаты об организации возобновления экспорта зерна через морские порты Украины.
Предпосылки зерновой сделки
Это исключительно ситуативная история, которая выгодна всем.
Напомню, что у нас в апреле на рейде в Одессе стояли российские военные корабли и обстреливали наш город, и люди видели их со своих балконов в Одессе. Потом российских военных кораблей не стало, потому что в один корабль влупили, дальше – в другой, третий… И однажды они начали исчезать. Это создало условия для зерновой сделки.
Параллельно проблема глобального мирового продовольственного кризиса, проблема с удобрениями, инфляция в странах ЕС, США и всех развитых странах — все это в комплексе нашло такое ситуативное решение.
Об агрессии России и мировом голоде
Из-за российской агрессии все цепи нормальной торговли были разрушены, а вместе с засухой в Африке, а также Европе продовольственная ситуация в мире очень обострилась.
Второе – это реальный голод в Африке. Коллеги из ООН показывают реальную статистику сбора урожая в этих странах. Марокко, например, собрало лишь 30% урожая от планируемого.
Это не мы такую цепь запустили, а агрессия со стороны Российской Федерации. Думаю, России нужно было очень демонстрировать себя как надежного партнера в Африке и Латинской Америке. Настало время, когда они должны решать эту проблему, которую сами и создали. В этом их политика, они так работают.
Но самое главное, что их корабли уже не стояли на рейде у Одессы. Это ключевое.
О встречах с Шойгу в Стамбуле
Не было разговоров, не было встреч. Для нас это было принципиально, мы сразу согласовали этот момент по протоколу. Все возможные моменты – сесть за один стол, пройти рядом или зайти в одну комнату – этого не было.
Нам говорили, когда согласовывали: "А вот сейчас две делегации будут вместе заходить". Мы говорим: "Нет. Мы будем в зале на своих местах и будем ждать, пока другие делегации будут заходить. Мы не будем ни с кем рядом одновременно заходить».
Первые итоги зерновой сделки
Полноценно работают три основных наших порта на Черном море: Черноморск, Одесса и Южный. Из наших портов вышло 27 судов (интервью записано 20 августа – ред.), десять на вчерашний день стояли на загрузку. Это те, которые вышли и зашли, то есть их там не было до начала полномасштабной войны.
Уже есть около 40 заявок, около 700 тысяч тонн агропродукции уже вышло с начала действия зерновой инициативы из портов Большой Одессы. Конечно, мы хотим ее расширять и добавлять другие порты.
Перспективы увеличения экспорта
Если все будет происходить так, как сейчас, мы сможем по результатам сентября выйти на 3 миллиона тонн зерна в месяц из трех портов Большой Одессы. Это ближайшая цель, а всего пропускная способность этих трех портов — около 5 миллионов тонн.
До полномасштабной войны у нас было 5-7 миллионов тонн экспорта аграрной продукции в месяц, включая, конечно, Николаев и наши порты на Азовском море, которые сейчас недоступны.
Вместе с тем, порты на Дунае также работают, железная дорога работает, грузовики везут продукцию в ближайшие порты в Евросоюзе.
Динамика заявок, которую мы видим - это 10-15 судов в сутки. Например, вчера (19 августа 2022 г. – ред.) в наши порты зашли семь судов. Семь – это уже цифра, за один день это неплохо.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.