Каждая пятая пачка масла в Украине — подделка. Что с этим делать?
Объем фальсификата на рынке сливочного масла в Украине составляет на сегодня не меньше 20%.
Ничто так не подрывает доверие потребителя, как фальсификат. И для компаний-лидеров, которые из года в год работают над своей репутацией, вкладывая ресурсы в качество продукции, недобросовестные производители могут представлять серьезную угрозу.
Фальсификат бросает тень на честные бренды и убеждает украинцев во мнении, что в этой стране нет, например, нормального масла. Тем самым, к сожалению, подпитывается миф о высоком качестве импортного продукта, что с каждым годом прибавляет в своем присутствии на рынке Украины.
По информации общественной организации «Громадський контроль», объем фальсификата на рынке сливочного масла в Украине составляет на сегодня не меньше 20%. Простыми словами: каждый пятый производитель — зачастую это мелкие производители-однодневки — продает подделку, которая содержит жиры неживотного происхождения.
Лучшее средство защиты
К счастью, в Украине существуют общественные организации, которые готовы бороться с проявлением недобросовестной конкуренции на рынке. В частности, в 2020 году ГО «Громадський контроль» инициировали совместный с «ТСН Тиждень» («1+1») медиа проект «СТОП фальсификат». Его непрямым результатом стало наложение Антимонопольным комитетом Украины 10 ноября штрафа на 5 недобросовестных производителей в размере 30 млн гривен.
Увы, параллельно с этими профессиональными инициативами существуют и аматорские «тест-драйвы» качества масла. Они делаются буквально на дому, «на коленке» и с помощью подручных средств. Особенно это занятие популярно в YouTube. Так, например, видео, в котором его автор анализирует продовольственные товары ежедневного потребления, набирают от 100 тыс. до 300 тыс. просмотров. Качество масла проверяют в кипятке или вообще на глаз.
Итоги этих проверок плачевны и недалеки от того, что потребители читают в интернете, а многие доверяют этой информации. Кроме того, из-за своей некомпетентности видеоблогеры могут транслировать откровенную ложь и, соответственно, «бить» по репутации крупных производителей.
Нужно ли вновь повторять, что показатели пищевой продукции должны проверяться исключительно в сертифицированных для этого лабораториях?
А если говорить о полном цикле, проверка безопасности и качества начинается с первого этапа — тестирования сырья. Производители национального масштаба работают исключительно с проверенными фермерскими хозяйствами, покупая у них молоко только высокого качества. Дальше идет сепарирование сливок, нормализация, пастеризация и так далее — на каждой стадии проверка осуществляется согласно стандартов и сертификации международного уровня. Физико-химические показатели определяются исключительно лабораторным методом. А отсутствие растительных жиров можно определить лишь хроматографом. Это дорогостоящее оборудование, которое могут себе позволить только крупные производители.
Проверили на предприятии — отдали образцы в независимую лабораторию. Государственных проверок может быть 4−5 в год, при этом ни на одном из этапов масло не опускают в кипяток и не капают на него йод.
Не против помощи. Чем производителям может помочь государство?
Во-первых, мы ждем от него четкой поддержки честных производителей масла в части борьбы с производителями подделок и дезинформацией относительно определения качества продукта в информационном поле.
Во-вторых, компетентные органы (и особенно Госпотребслужба) должны сформировать целостную, не противоречащую себе самой, законодательную базу и обеспечить действенный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов. К примеру, как долго может длиться ситуация, когда законом не определено понятие «фальсификат»?
В-третьих, госорганы должны не только налагать огромные штрафы на нерадивых бизнесменов, но и добиваться их уплаты. Если этого нет, то у предприятий-фальсификаторов будет отсутствовать страх перед финансовым наказанием. А это точно не мотивирует их работать честно.
В этой борьбе государство однозначно может рассчитывать на поддержку крупных игроков на рынке масла и других молочных продуктов. А на кону — не просто вопрос применения законов, а здоровье украинцев.