
Дефицит бюджета может достичь 25%. Глава НБУ назвал четыре способа перекрыть этот разрыв
Если убрать из доходов бюджета международную помощь, его дефицит к концу года может достичь 25% ВВП.
Об этом в интервью Forbes-Украина рассказал глава НБУ Кирилл Шевченко.
«Конечно, объемы международной помощи велики ($13,8 млрд), и до конца года мы надеемся получить еще около $14 млрд. Но этого недостаточно», — добавил он.
По словам Шевченко, существует четыре пути покрытия бюджетного разрыва.
Первый предусматривает использование ранее накопленных резервов, которые не безграничны. Так, на начало 2022 года международные резервы НБУ составляли около $31 млрд, но на 1 августа они снизились до $22,4 млрд.
Второй путь — привлечение средств на внутреннем рынке. «Для полноценной реализации его потенциала Минфину нужно повышать ставки по ОВГЗ до рыночного уровня, к чему мы уже не раз призывали. Да, это перенос нагрузки на будущие долговые выплаты. В то же время, правительство сможет его контролировать, выстроив кривую доходности так, чтобы минимизировать образование долговых пиков и растянуть выплаты во времени», — рассказал глава Нацбанка.
Он считает, что до конца года Минфин мог бы полностью погасить старые долги за счет привлечения новых плюс дополнительно одолжить 80 млрд грн.
Третий путь — сокращение дефицита бюджета путем оптимизации расходов и поиска источников доходов.
«Здесь, в частности, речь идет о наполнении бюджета за счет налогов. Это самый непопулярный путь, но он имеет гораздо менее негативные последствия для экономики по сравнению с эмиссией денег», — заявил Шевченко.
Четвертый путь, собственно, и есть эмиссионное финансирование.
Как рассказал глава НБУ, если ограничиться объемами в 400 млрд грн на 2022 год, влияние на экономику будет контролируемым.
«Если же „печать денег“ для финансирования дефицита бюджета будет расти более существенными темпами, это усугубит риски. Значительная эмиссия может разогнать инфляционно-девальвационную спираль, когда возникнет необходимость индексировать расходы, „печатая“ для этого новые и новые деньги. При таком сценарии последствия неготовности принимать непопулярные решения мы будем чувствовать еще очень долго. Таких примеров достаточно в истории, в частности, в латиноамериканских странах», — объяснил Кирилл Шевченко.
Он добавил, что эмиссия — прямой путь к потере доверия граждан, причем на длительное время. «Проще всего полагаться на эмиссию, но это самое угрожающее для страны. Сейчас очень важно, чтобы правительство взяло на себя политическую ответственность и использовало все другие неэмиссионные пути финансирования дефицита или сузило его», — резюмировал Шевченко.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.