Почему дефицит и высокие цены на топливо не привели к буму на электрокары в такси
Представьте, вы вызываете такси и заказ выполняет водитель на одном из самых известных электрокаров в мире — Tesla Model S, стоимостью $40 тыс. Миф? Нет, такие автомобили зарегистрированы в Uklon и иногда приезжают на вызов.
После полномасштабного вторжения россии в Украину сложились, на первый взгляд, все условия для развития рынка электромобилей. Дефицит топлива на заправках и еще недавно наблюдавшиеся километровые очереди за топливом, подталкивали автомобилистов задуматься об альтернативе машинам с бензиновыми и дизельными двигателями.
Водители не пересели на электромобили
В первом полугодии количество электрокаров в Uklon действительно выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самая распространенная модель — Nissan Leaf — у нас их около 80%. В тройке лидеров Chevrolet Volt, Renault Zoe, доля каждого из которых составляет 6%. Пятерку замыкают Chevrolet Bolt EV (3,75%) и та самая Tesla Model S (3,4%). Но если присмотреться к цифрам повнимательнее, то ситуация не выглядит такой радужной. Доля электрокаров среди всех автомобилей, зарегистрированных в Uklon, в первом полугодии составила 1,06%. Причем, если еще в марте их было 1,35%, то в июне — 0,88%. Это гораздо хуже, чем в первом летнем месяце прошлого года, когда и проблем с топливом не было, и цены на него были гораздо ниже. Тогда на долю электрокаров приходилось 1,27% всех автомобилей.
У электромобилей масса преимуществ — зарядка полного бака может обойтись по цене полутора литров бензина. Они бесшумны, в двигателях автомобилей нет жидкостей, а значит, они надежнее. И учитывая, что топливо будет только дорожать, покупка машины с электрическим двигателем выглядит перспективно.
Но почему тогда водители не садятся за руль электрокаров? Особенность работы в традиционном такси или сервисах вызова авто, как Uklon, заключается в том, что автомобиль не должен простаивать и ему нужно проезжать хотя бы 200 км в день. Но такие модели стоят дорого, поэтому и срок их окупаемости будет невероятно долгим. Например, подержанная машина, которая позволяет ездить на одном заряде 500−600 км, обойдется в 40−50 тыс. евро. Космическая цена не только для такси, но и для обычных покупателей.
В Украине сейчас многие автопарки, которые до войны хотели перейти в бизнес-класс и закупали Toyota Camry или Kia Optima, отказываются от них. Такие авто дороже в обслуживании — в цене растут запчасти, им нужно больше топлива. Гораздо более востребованными являются автомобили эконом-класса, на которые и ориентируется рынок. Если говорить об электромобилях, то подержанный Nissan Leaf из Европы или США можно купить за $12−15 тыс. Но и его батарея не позволит проехать более 100 километров. Заряда хватит, чтобы выполнить максимум восемь заказов с учетом подачи автомобиля и стиля езды. Заработать удастся, без учета стоимости амортизации, максимум 800 грн. А потом батарею необходимо зарядить, на что уйдет по меньшей мере четыре-пять часов.
Многим кажется, что инфраструктура для электрокаров в нашей стране — идеальная. Но это только на первый взгляд. Да, на каждой заправке установлена зарядка. Но мы не знаем, работает ли она и позволяет ли заряжать автомобиль быстро. Некоторые модели, как, например, старую линейку Nissan Leaf нельзя зарядить быстро. Процесс может затянуться, скажем, на четыре часа, и поездка из Киева до Львова займет уйму времени.
В ЖК, где я живу, установлено несколько зарядок для электромобилей. Но честно говоря, я ни разу не видел, чтобы они пустовали. Можно, конечно, спустить розетку из окна своего дома по удлинителю, но тогда машину придется заряжать 12−13 часов. Вариант, скажем, так себе. Владельцу электрокара нужен свой гараж или место в паркинге с подведенной зарядкой. Но людей, у которых есть возможность создать свою инфраструктуру, мало. Поэтому основная масса пока и выбирают автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Перспективное направление
Украинцы, как и весь мир, со временем будут переориентироваться на автомобили, работающие на альтернативном виде топлива. Но чтобы электрокары пользовались спросом, многим игрокам, таким как наша компания, нужно инвестировать в маркетинг, провести рекламные кампании и рассказать об экологичности электротранспорта. А чтобы проводить такие кампании, необходимо, чтобы в Киеве было 3−4 тыс. таких автомобилей, которые могут обеспечить спрос. Сейчас же по столичным дорогам в такси колесит не более 150 электромашин.
Я вижу будущее за китайским автопромом, который уже сейчас производит недорогие автомобили с большой батареей, позволяющей проезжать по 300 километров без подзарядки. Проблема только в том, что их быстрые зарядки не подходят для украинского рынка. Рано или поздно их адаптируют под европейский и, соответственно, под наш рынок. Китайская промышленность быстро развивается. В начале июля компания из Поднебесной BYD впервые опередила Tesla и стала крупнейшим в мире производителем электромобилей.
Надеюсь, что по мере интеграции Украины в ЕС, проведении реформ, благосостояние людей вырастет и они смогут брать кредиты на покупку автомобилей. Тогда спрос на электрокары будет расти. Бизнес тоже в этом заинтересован. К примеру, в июне мы присоединились к Глобальному договору ООН и намерены влиять на улучшение экологической ситуации в стране, а также предоставлять достойные условия труда и заработка для украинцев. Мы готовы сотрудничать с государством и стимулировать развитие инфраструктуры и переход страны на электротранспорт.
Государство уже делает первые шаги для популяризации этого вида транспорта — в середине июля прошлого года Верховная Рада до 1 января 2029 года освободила ввоз электромобилей от пошлин. А Кабинет Министров предлагает парламенту разрешить регистрировать ввозимые машины через Дію. Это уже большой шаг вперед. Но для того, чтобы двигаться вперед, Украине, по примеру стран ЕС, нужно мотивировать потребителей избавляться от устаревшего транспорта и вводить запрет на эксплуатацию автомобилей, например, класса Евро-3 или Евро-4.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.