Обвал на рынке древесины: Что происходит?
На мировом рынке древесины стагнация и рецессия не меньше, чем во время финансового кризиса 2008−2009 годов. Ажиотажный спрос и рост последних лет остались в прошлом. Склады переполнены, цены значительно снизились.
Причин падения несколько. В США завершена эпоха «ковидных» ремонтов, растут ставки по ипотечным кредитам, соответственно, сокращается строительство, уменьшается спрос на строительные материалы. Европейцы также не спешат инвестировать в жилье, учитывая скачок кредитных ставок и риск большой войны на континенте.
В Китае назревает кризис в сфере жилищного строительства. На этом фоне Поднебесную заливает поток дешевой древесины из России, которая готова отдавать собственные ресурсы с большой скидкой. Не лучше для нас ситуация и на других азиатских рынках.
В Украине к глобальным негативным трендам добавляется сложная ситуация во всех сферах из-за войны. Значительная часть украинских пиломатериалов экспортировалась по морю в Азию. Теперь порты не работают. Мы надеемся на постепенное их разблокирование не только для агарной продукции, но и для лесоматериалов. Однако пока морской экспорт для украинских лесоматериалов закрыт. Альтернативный маршрут экспорта через Гданьск откровенно убыточный, логистика «съедает» всю прибыль.
Рынок Турции также завален не только российской древесиной, но и продукцией из Беларуси, ранее также почти полностью ориентированной на Европу. Несмотря на санкции, белорусский лес продолжает массово попадать на европейский рынок через Турцию под видом продукции из других стран.
Проблемы с экспортом давят на наш внутренний рынок. Поэтому в последнее время для предприятий Гослесагентства все острее возникает вопрос реализации лесоматериалов. Если в прошлом году цена необработанной сосны достигала более 4 тыс. грн за кубометр, теперь лесхозы считают удачей продать ее за 2,5 тыс. грн. С учетом падения курса гривни по отношению к доллару, снижение стоимости — чуть ли не в два раза. Вместо рынка продавца мы наблюдаем формирование рынка покупателя. На биржах растет доля редукционов: уже переработчик диктует условия. Из выставленного на торги объема необработанной древесины в среднем удается с первой попытки продать 60%, обработанной — 50%.
Но даже при падении рынка Гослесагентство по итогам полугодия по многим показателям превысило уровень прошлого года. Заготовка снизилась на 20% (наибольшее падение в Киевской, Черниговской, Сумской, Харьковской областях, где продолжаются обстрелы или боевые действия), впрочем, благодаря переходу на прозрачные аукционы по всем видам продукции выручка по сравнению с первым полугодием 2021 года выросла на 1,45 млрд грн: необработанной древесины реализовано 4,4 млн кубометров на сумму 8,5 млрд. грн. Увеличение по налогам составляет 1,2 млрд грн. Чистая прибыль выросла с 215 до 350 млн грн. Это означает увеличение дохода на кубе продукции почти вдвое.
Как ситуация будет развиваться дальше? Есть ли риск того, что падение спроса и снижение цен приведет к стагнации отрасли?
Такой риск есть, но мы делаем все, чтобы избежать негативного сценария развития событий.
Во-первых, акцент смещается на заготовку древесины, которая пользуется большим спросом. Это, прежде всего, лиственные породы (если по дубу во время торгов на бирже фиксируется почти стабильное увеличение стоимости иногда на 30–60%, сосну, ель покупают по цене, приближенной к стартовой).
Во-вторых, производство переориентируется на более востребованные виды продукции, например заготовки для европоддонов.
В-третьих, конкурируя за покупателя, лесхозы начинают улучшать уровень сервиса и обслуживания, организовывать доставку, оказывать другие услуги (во времена дефицита сырья на такие вещи некоторые наши предприятия, к сожалению, просто не обращали внимания, ведь покупатель был готов терпеть что угодно ради получения ресурса).
В-четвертых, оптимизируются производственные издержки — пришло время считать каждую копейку в себестоимости. Благодаря реформе укрупнения лесхозов мы почти на миллиард сократили административные расходы и еще имеем над чем работать.
В-пятых, увеличиваем объем продаж дров: в Европе на фоне снижения интереса к строительным лесоматериалам, есть безумный спрос на дрова, пеллеты и другое сырье для отопления. Что при текущих ценах на газ совершенно не удивительно.
В результате программы антикризисных мер наши лесхозы в июне вышли на объем заготовки на уровне 90–92% от прошлого года. Несмотря на постоянные обстрелы территории на расстоянии 50 км от границы с россией, наши предприятия в Черниговской, Сумской областях, северной части Киевской области возобновили полноценную работу. Налаживается логистика, позволяющая подтянуть цены реализации в проблемных регионах. Ведь, например, Черниговская область была вынуждена продавать часть лесоматериалов значительно дешевле: покупатели просто не хотели рисковать, не понимая, смогут ли вывезти товар.
В то же время, я считаю, что мы можем сделать гораздо больше для того, чтобы вернуть спрос и стимулировать производство.
Прежде всего, нужно постоянное внимание к проблеме подсанкционной древесины из России и Беларуси на европейском рынке. Наши экспортеры хорошо знают международный рынок, трейдеров, схемы. И, я уверен, готовы предоставлять МИДу нужную информацию.
Второй фактор — оживление внутреннего рынка.
Только один пример. Международные партнеры предоставили Украине восемь модульных городков из металлоконструкций. Впрочем, при необходимости и наличии финансирования мы способны самостоятельно производить аналогичное временное жилье из лесоматериалов. Что немаловажно, этот материал может быть использован повторно.
Огромные надежды на программу восстановления разрушенного жилья. Тысячи поврежденных домов Ирпеня, Бучи и других деоккупированных городов и городков можно быстро восстановить, если заменить по крайней мере кровлю. Это существенно поддержит наше собственное производство, а средства полностью вернутся в украинскую экономику и украинский бюджет.
И таких примеров можно привести еще много. Лесная отрасль дает нам огромный ресурс, и сегодня очень важно им максимально эффективно пользоваться.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.