Интервью НВ с Сергеем Притулой. «Ежедневно происходят вещи, которые делают бренд Голоса очень токсичным»
Шоумен и политик рассказал НВ о выходе из Голоса, вероятности появления новой партии и разницу между Притулой-политиком и Зеленским с Порошенко.
Бывший кандидат в мэры Киева и шоумен Сергей Притула на прошлой неделе заявил, что выходит из партии Голос. Он это сделал на фоне громких скандалов, которые вылились в публичную плоскость в конце марта.
В парламентской фракции Голоса образовались две враждующих группы . Шесть ее депутатов - Соломия Бобровская, Роман Лозинский, Ярослав Юрчишин, Александра Устинова, Ольга Стефанишина и Владимир Цабаль - обвиняют Киру Рудик, председателя партии, и ее заместителя Ярослава Железняка в узурпации власти в политсиле.
Руководитель Голоса отвечает, что эти депутаты ломают партийную дисциплину.
Однако, как оказалось, проблемы носят более системный характер, чем распри во фракции из 20 человек. Объявление Притулы вызвало эффект домино: сразу за ним о выходе из партии объявила ее херсонская ячейка, а черновицкая организация требует устранения Рудик с руководящей должности. Кроме того, ровно половина парламентского представительства Голоса сейчас раздумывает над тем, чтобы покинуть фракцию.
Обо всех этих процессах НВ и поговорил с Притулой.
ПОЧЕМУ ГОЛОС ТЕРЯЕТ ПАРТИЙЦЕВ
- Вы уже написали письменное заявление о выходе из партии?
- Написал и отправлю «Новой почтой». Хотя как показывает практика, у нас людей из партии исключают и без заявления. Для этого существует решение политического совета партии.
- Кого так исключали?
- Ой, да исключали кучу людей, особенно в последние пару месяцев.
- Сколько?
- Это надо спрашивать у руководства партии. Я такое видел... смотрите, здесь за последние несколько месяцев происходили зачистки территории. Были попытки обезглавить Днепропетровскую, Херсонскую, Черновицкую областные организации, руководители которых были смещены, на их место дали своих «фунтов». Например, Черновицкой облорганизацией поставили руководить помощника Киры [Рудик], который, не знаю, видел ли Черновцы собственными глазами. Это демонстрирует то состояние дел, с которым большинство партийцев мириться не хочет. И поэтому мой выход из Голоса будет не единичным случаем [во время записи интервью появилась информация, что 10 членов фракции Голоса могут ее покинуть].
- Когда вы в последний раз виделись с Рудик или ее заместителем Ярославом Железняком?
- 29 января, на послушном съезде партии. Общение после 26 октября было крайне минимизировано. Если посмотреть ФБ-страницу партии Голос за ноябрь-декабрь-январь, то вы там не увидите обо мне ни одного упоминания. Притула перестал существовать в этой системе координат. Это, конечно, было очень смешно понять, что это не случилось 27 октября [после объявления предварительных результатов выборов городского головы Киева], это была подготовлена заранее подготовленная история.
- Руководство Голоса устранило вас с медийных ресурсов партии сразу после выборов мэра?
- После выборов из партийного руководства со мной никто не комуникував больше месяца. Я - субординационный, хорошо воспитанный человек, опираясь на договоренности, которые были до местных выборов, ждал, когда мне нарежут задачи. Я очень хотел приносить пользу и ждал-ждал, пока не услышал от наших партийцев, что, оказывается, я уже вроде как и не в Голосе. Где-то в декабре мне доложили, что некоторые люди распускают слухи по Киеву: Притула наигрался, все, он нас кинул.
Это стало причиной моих первых инициатив собрать председателей районных организаций [Голоса] Киева расставить точки над «И» и объяснить перспективы. Я увидел, что у них катастрофически нарушена коммуникация с фракцией в Киевсовете. По моему мнению, работа фракции должна быть максимально связана с работой районных организаций. Когда происходил бюджетный процесс и председатели ячеек делали наработки, чтобы передать их фракции, - документ прошел цензуру секретариата киевской организации партии и после этого был передан на фракцию в покромсанном виде. Люди, которые его разрабатывали, не узнали свой документ. Понимая, что нарушена коммуникация, я обратился к председателю партии с предложением возглавить Киевскую городскую организацию.
- И что стало ответом? «Нет, Сергей, вы не подходите»?
- Не хочу вдаваться в подробности, это, откровенно, не совсем будет корректно - все-таки это была частная беседа.
- Почему вы объявили о выходе из партии сейчас, не дождавшись официального съезда? Он планируется на середину лета?
- Во-первых, партия очень долго не могла сказать, когда он будет. Во-вторых, откровенно говоря, ждать еще месяц или полтора, или два, вариться в этом всем...поймите, каждый день происходят вещи, которые делают бренд Голос максимально токсичным. Это поведение руководства партии и фракции [Верховной Рады], и поведение ряда депутатов фракции [Голоса] в Киевсовете. Каждый день в инфопространство вылезают вещи, которые накапливают определенный негатив.
- Например, противоречивые голосования Голоса в Киевсовете?
- Да. Одно дело, когда люди идут на выборы и говорят, что будут бороться за зеленые зоны, за исторические достопримечательности, а затем голосуют, чтобы где-то исторический памятник развалить, на Академгородке под застройку стадион отдать и так далее. Подобных вещей начало вылезать в публичную плоскость очень много. И партийцы задают вопросы, и требуют от руководства партии, чтобы они дали оценку. В результате таких людей увольняют с должности. 10 районных организаций города Киева были расформированы одним решением политсовета партии 28 апреля. Их умножили на ноль. Всех этих людей, которые уже более года занимались развитием партийных ячеек в столице. Были уничтожены все чаты коммуникации с избирателями.
- Вы понимаете мотивацию руководства?