Проблемы не на линии фронта. Задача со звездочкой для мобильных операторов
Экстраординарные обстоятельства, с которыми столкнулась Украина, требуют экстраординарных решений и подходов.
Невозможно вести полномасштабную войну за собственное существование, регулируя общественные отношения нормами мирного времени. Наглядной иллюстрацией этого тезиса может служить ситуация, в которой оказались операторы мобильной связи.
Вряд ли стоит доказывать, что украинские сети мобильной связи с честью выдержали испытания военного времени. За четыре месяца жесточайших боёв не было, кажется, ни одного случая полного, у всех трёх операторов, отказа сетей даже в зоне военных действий. Операторы «большой тройки» оперативно реализовали целый ряд экстраординарных решений, включая национальный роуминг и режим «роуминг как дома» для украинцев за рубежом.
Разумеется, чуда не произошло и украинские операторы мобильной связи в конце концов столкнулись с вызовами, на которые у них нет ответа. Как ни парадоксально это звучит, наибольшие проблемы возникли в регионах, которые расположены дальше всего от линии фронта.
Массовая миграция внутри страны привела к масштабным дисбалансам, которые невозможно компенсировать наличными силами.
Во-первых, резко выросло население Правобережной Украины. Особенно западных областей. Только у Киевстар речь идёт о четырех миллионах абонентов, с вечера на утро появившихся там, где их не было до начала российского вторжения. Для Водафона, чьи позиции традиционно были сильны на востоке Украины, эта пропорция ещё выше.
Во-вторых, миллионы абонентов переместились из городов в сёла, где т. н. ёмкость сетей всегда была намного меньше.
Два эти фактора привели к резкому, на 30−50% росту нагрузки на существующие сети. Где-то пока выручает имевшийся запас прочности, а где-то ёмкость сетей уже исчерпана и наблюдается деградация сервиса. Сети мобильной связи в некотором смысле устроены очень просто, пространство для манёвра невелико. Если нет возможности наращивать используемый частотный ресурс, нужно увеличивать количество базовых станций. Строить, строить и ещё раз строить. И вот здесь операторы сталкиваются с трагикомическими сложностями.
Чтобы организовать ещё одну базовую станцию, в общем случае необходимо построить ещё одну вышку либо т.н. сайт (месторасположение, позицию) на крыше здания, например. Ничейной земли в Украине давно уже нет, у каждого её клочка, тем более у каждого здания, есть собственник. Если это частное лицо, как правило, с ним можно вступить в переговоры и получить хоть какой-то результат. Если же речь идёт о недвижимости, принадлежащей территориальным общинам, слишком часто начинается такой знакомый нам по мирной жизни цирк.
На сегодняшний день только у Киевстар в пяти областях правобережной Украины — Винницкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Ровенской, Хмельницкой, — подвисли согласования на 300 с лишним базовых станций. Подвисли не потому что местные общины отказываются их согласовывать, нет, речь идёт о куда более экстравагантных причинах. Секретарь совета уехала за границу с печатью, поэтому нет возможности заверить положительное решение депутатов. В районе не осталось землемеров для оформления землеотвода. Депутаты выехали за пределы области, а то и за границу, поэтому невозможно собрать кворум. Никто не против, просто жизнь такая, поэтому «да, но нет».
Ситуация с развитием сетей мобильной связи носит характерный привкус маразма. Например, Киевстар готов оперативно построить порядка 400 базовых станций, что означает, среди прочего, 720 млн грн инвестиций для воюющей страны. Однако существующие процедуры принятия решений делают это практически невозможным. Землеотводы для объектов критический инфраструктуры упираются в право собственности местных общин. Точнее, даже не в право как таковое, как в обеспечивающие его процедуры.
Мобилизационная экономика не может функционировать в ситуации главенствования даже не интересов собственника, а всего лишь комфорта его представителей. Вряд ли местные общины будут возражать против улучшения обслуживающей их цифровой инфраструктуры. Выезд секретаря местного совета или депутатов не должны становиться непреодолимым препятствием для целой страны.
Если говорить о телеком-индустрии, необходимо упростить и ускорить процедуры легализации земельных участков для строительства вышек для базовых станций. Участники рынка делают всё от них зависящее, чтобы сдвинуть ситуацию в этом направлении. 24 июня 2022 года в Раде был зарегистрирован законопроект 7487, который предполагает сокращение сроков землеотвода. Впрочем, едва ли можно считать адекватным решением сокращение с одного года до 6 месяцев, да и то лишь на период военного положения. Как минимум, речь должна идти о не более чем трёх месяцах.
Хочется верить, что Министерство цифровой трансформации и Национальный центр оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций смогут взять на себя и довести до конца инициативу участников рынка. Мобилизационная экономика это не столько лозунг и фетиш, сколько способ действия, нацеленный на решение задач в ситуациях предельного напряжения сил страны. Если надо научиться согласовывать строительство объектов критической инфраструктуры не за год, а за пару недель — нужно это сделать. Из таких на первых взгляд небольших и неброских шагов и складывается путь к победе.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.