Советы украинским волонтерам: Как привлечь средства иностранных фондов
Окно возможностей для помощи Украине из других стран не будет длиться вечно. Каких ошибок важно избегать при работе с международными фондами.
Мощная эмоциональная волна желания европейцев активно помогать Украине, к сожалению, идет на убыль. Объемы благотворительных взносов уменьшаются по сравнению с началом российского вторжения в Украину, иностранные волонтеры начинают выгорать из-за сложностей сочетания работы и волонтерства, а отдельные фонды постепенно уменьшают масштабы помощи Украине. С начала войны я сотрудничала с благотворительными фондами из Польши, США, Нидерландов, а с марта 2022 года я сотрудничаю с французским фондом EnsembleUkraine как полноценный член команды и хочу поделиться лайфхаками для украинских волонтеров и фондов, как наладить эффективное сотрудничество с частными благотворительными фондами ЕС и каких ошибок следует избегать.
1. Как правильно установить контакт с фондом и какие сложности перевода могут возникать
Если вы хотите привлекать иностранные средства, почему именно формат сотрудничества с иностранным фондом может быть наиболее целесообразным? Граждане многих стран ЕС, включая французов, привыкли к тому, что благотворительные взносы местным организациям конвертируются в значительную налоговую скидку (к примеру, во Франции это от 66% до 75% от суммы благотворительности). Но если задонатить эту же сумму напрямую в украинскую организацию, право на налоговую скидку не возникает, а многие не заинтересованы ее терять.
Поэтому, чтобы привлекать значительные иностранные средства, следует либо регистрировать фонд в ЕС, либо наладить сотрудничество с местными фондами, которые смогут финансировать ваши проекты или передавать гуманитарную помощь.
На что обращает внимание иностранный фонд, получая запрос от незнакомой украинской организации?
1. Соответствует ли ваш запрос понятию гуманитарной помощи по местному законодательству и фокусу работы иностранного фонда?
2. Можно ли вам доверять и ждать от вас надежного партнерства? Уровень доверия и шансы на сотрудничество существенно возрастают, если, например, у вас есть общие знакомые с членами фонда, которые могут вас порекомендовать. Если нет, то соцсети вашего проекта — это первоначальный маркер доверия для иностранного фонда. Чем больше у вас подписчиков, активности в соцсетях, чем больше впечатляющих результатов вашей работы (с цифрами, качественными фото- и видеоотчетами), тем больше шансов начать сотрудничество.
3. Как вы себя позиционируете, о чем ваш проект? Если вы хотите привлекать иностранные средства, стоит еще на этапе выбора названия проекта учитывать, как он будет восприниматься иностранцами, не теряется ли идея вашего бренда из-за лингвистических или культурных особенностей. Например, если взять два замечательных украинских фонда, которые занимаются направлением первой медицинской помощи: «Соломенские котики» (англ. Soloma Cats) и «Госпитальеры» (англ. Hospitalliers) то у последнего гораздо больше преимуществ в разрезе понятности бренда и миссии фонда для иностранной аудитории.
Также следует учитывать, что для привлечения средств иностранным фондам нужно отчитываться перед своими донорами в соцсетях, показывать, что их проекты оказывают значительное положительное влияние и что они работают с серьезными и понятными организациями, вызывающими доверие.
2. Старайтесь создавать дополнительную ценность для фондов-партнеров от вашего сотрудничества
Большинство иностранных фондов, которые помогают Украине, уже имеют налаженное партнерство с волонтерскими проектами в Украине. При этом они регулярно получают схожие письма от разных украинских организаций с предложениями о сотрудничестве и списком необходимых продуктов питания, медикаментов и т.д. Со своей стороны украинские организации преимущественно предлагают доставить такую гуманитарную помощь в разные уголки Украины. С точки зрения эффективности, иностранному фонду нет смысла работать со многими подобными организациями, дублирующими одну и ту же функцию. Поэтому предлагайте дополнительные преимущества от сотрудничества с вами, ведь сейчас многим зарубежным фондам «не хватает рук» для продолжения своей деятельности, например:
• Предлагайте создавать общий контент для соцсетей (прилагайте к вашим видеоотчетам лого иностранного партнера и фразы на английском языке с упоминанием названия фонда, чтобы это же видео ваш европейский партнер смог использовать в своей коммуникации);
• Берите на себя дополнительные функции, которые могут сэкономить время команде партнера (например, один из украинских фондов, с которым мы сотрудничали по закупке воды для Николаева, полностью взял на себя переговоры с украинским поставщиком, организацию доставки и отчетности от получателей).
В то время как самая большая проблема для волонтеров в Украине — это нехватка средств, в Европе — это дефицит человеческих ресурсов, поэтому перебирание вами дополнительных функций (в дополнение к логистической), которые уменьшат операционную нагрузку на иностранный фонд, может стать залогом долгосрочного сотрудничества.
3. Чем конкретнее запрос — тем больше шансов, что его удовлетворят
Если вы обращаетесь в иностранную организацию с запросом на гуманитарную помощь «в натуре», очень желательно, чтобы он имел следующие элементы:
• корректный перевод названий необходимых товаров на английский язык. Если это запрос на медикаменты, обязательно использование международных названий лекарств — INN;
• конкретный и «умный» бюджет. Если это первое обращение, то фонд, вероятнее всего, начнет сотрудничество с небольшой суммы;
• количество необходимых товаров, приоритетные категории товаров, ссылки на веб-сайты, если вы знаете, где можно заказать эти товары в ЕС.
Плохой пример запроса — это огромное полотно на несколько страниц с перечнем всех возможных продуктов питания, медикаментов и всего, что только можно представить без количества бюджетов и приоритизации товаров. Такие запросы обычно остаются без внимания.
4. Учитывайте, на какие нужды фонды ЕС неохотно выделяют средства
Большинство иностранных фондов, особенно те, которые существуют годы, к сожалению, принципиально не работают по такому направлению как помощь военным. Во-первых, экспорт из стран ЕС касок, бронежилетов и других товаров двойного назначения требует получения специальных разрешений. Во-вторых, большое количество компаний и иностранцев принципиально не желают быть донорами организаций, каким-либо образом связанных с войной или с поддержкой военных. Для украинцев это может звучать несправедливо и неправильно в нынешних условиях, но для конкретного фонда такие проекты могут означать значительные репутационные риски и потерю большого числа доноров, охотно финансирующих медицинскую и гуманитарную помощь для гражданского населения в зоне войны, для детей и беженцев, однако считают неправильным финансировать военные нужды.
Закупка медикаментов через иностранные фонды также может быть проблематичной из-за регуляторных ограничений. Например, во Франции экспорт лекарств возможен только при специальной лицензии и выполнении ряда условий, в том числе о наличии в команде медицинских специалистов. Поэтому этим направлением занимается буквально 3–4 крупные организации по всей стране. Однако, что касается закупки аптечек, турникетов, бандажей и других товаров тактической медицины, такие ограничения отсутствуют, и многие иностранные фонды охотно помогают по этому направлению.
5. Партнерский подход — относитесь к иностранным фондам-донорам как к бизнес-партнеру или клиенту
Хотя деятельность большинства вновь созданных благотворительных фондов в Украине не профессиональна, соблюдение следующих принципов, которые являются нормой в бизнесе, будет гарантировать вам плодотворное и долгосрочное сотрудничество с иностранными фондами:
1. выполняйте то, что обещаете — и не обещайте то, чего не можете сделать;
2. соблюдайте установленные договоренности, сроки и держите ваших иностранных доноров в курсе любых существенных изменений в согласованном плане. Для европейцев прозрачность и доверие в партнерских отношениях очень важна. У нас был неприятный опыт сотрудничества с украинским фондом, который должен был доставить фуру еды из Польши в Харьков, однако, когда приехал водитель, оказалось, что фура едет в Житомир. Представитель украинского фонда долго не выходил на связь, склад не смог вовремя выпустить фуру, поскольку были сомнения, доедет ли она до Харькова, а оказалось, что нас просто не предупредили об особенностях логистики: из Житомира груз должна была везти другая фура. Невыполнение других договоренностей этим же фондом по отчетности, непонятные задержки с доставкой стали причиной прекращения нашего сотрудничества;
3. выделяйте человека из команды с хорошим знанием иностранного языка, который будет постоянно на связи;
4. обеспечивайте благодарственные письма, фото- и видеоотчеты о получении гуманитарной помощи, ведь иностранным фондам тоже нужно отчитываться перед своими донорами и мотивировать их продолжать помогать Украине.
Также учитывайте, что окно возможностей для помощи Украине из других стран не будет длиться вечно. На фоне новостей о выделении финансовой поддержки Украине иностранными правительствами многие иностранцы начинают сомневаться, стоит ли в дальнейшем собирать средства на гуманитарную помощь. Поэтому, кроме эффективной организации волонтерских проектов, перед нами стоит еще одна важная задача — вести разъяснительную работу с иностранцами, объяснять масштабы гуманитарных потребностей и делать все от нас зависящее, чтобы энтузиазм наших друзей со всего мира не угасал. Вместе к победе.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.