Равенство ради развития, или как бизнес обеспечивает гендерную инклюзию
Устойчивое развитие — уже не тренд, а аксиома для успешного бизнеса. Ответственность перед обществом — ключевое направление в деятельности компании Philip Morris International (PMI). Второй год подряд она публикует Интегрированный отчет, который содержит комплексный обзор эффективности и прогресса в применении принципов ESG (Environmental, Social и Corporate Governance) в социальной сфере, охране окружающей среды и корпоративном управлении. На примере PMI рассказываем, как компании должны бороться за равноправие для сотрудников и как пандемия COVID-19 повлияла на ситуацию с гендерным равенством в Украине и мире.
2020 стал годом вызовов. Экономический кризис и коронавирус до сих пор заставляют мир переосмысливать будущее труда, проблемы неравенства, инклюзивности, охраны окружающей среды. Правительства стран и компании усиливают свою ответственность перед обществом и работают над снижением воздействия на окружающую среду. В 2020—2021 годах из-за последствий пандемии насущными стали вопросы обеспечения равенства и благополучия, в частности расширение прав и возможностей женщин и девушек, полная и продуктивная занятость, достойная оплата труда, возможности ведения здорового образа жизни.
Ответственный бизнес — ответственные инициативы
Для оценки эффективности и прогресса в рамках принципов ответственного инвестирования PMI второй год подряд публикует Интегрированный отчет. Основной фокус в нем сделан на усилиях компании по защите своих сотрудников в условиях пандемии, поддержке проектов по устойчивому развитию и преодолению экономических вызовов, вызванных COVID-19.
Среди других достижений в 2020 году: оценка воздействия на права человека в странах с высоким риском их нарушения; снижение количества зафиксированных производственных инцидентов до 0,12 на 200 тыс. рабочих часов среди сотрудников PMI, работников по контракту и подрядчиков; а также достижение рекордного показателя в 37,2% женщин на руководящих должностях.
Что касается последнего, то борьба за гендерное равенство среди сотрудников является одной из основ концепции Ценностного предложения сотруднику (Employee Value Proposition, или EVP) и становится все более актуальной в стратегии устойчивого развития.

Почему бизнес должен говорить о равенстве именно сейчас?
Из-за экономических неурядиц, вызванных COVID-19, женщины чаще сталкивались с безработицей по сравнению с предыдущими годами. В отчете Всемирного экономического форума о глобальном гендерном разрыве за 2021 год указано, что как минимум еще одному поколению женщин придется ждать гендерного паритета. Так, пандемия COVID-19 привела к увеличению глобального гендерного разрыва на поколение с 99,5 лет до 135,6 лет.
В Международной организации труда прогнозируют, что с ростом количества потерянных рабочих мест почти половина трудоспособных людей рискует остаться без средств к существованию. Несмотря на это, довольно тревожными выглядят данные о том, что вероятность потери работы для женщин составляет 5,7% против 3,1% для мужчин.
«Социальное неравенство может проявляться на рынке труда, в источниках доходов, в здравоохранении, свободе слова, образовании… Это глобальная этическая и нравственная проблема. Поощрение равенства — культурный идеал, принцип, который следует поддерживать и реализовывать», — отмечается в Интегрированном отчете.
Гендерное равенство: как обеспечивается внутри компании?
Ключевые инициативы PMI, направленные на сокращение гендерного и экономического неравенства, сосредоточены на создании инклюзивной рабочей среды.

Привлечение персонала с фокусом на гендерное, возрастное, национальное разнообразие работает на стратегическую цель любого бизнеса — быть клиентоориентированным и инновационным. «Вопрос равенства актуален во всем мире не только при трудоустройстве, но и на всех этапах работы сотрудника в компании. Исследования и практика показывают, что компании с высоким уровнем инклюзии людей разного пола, возраста и национальности демонстрируют высокую эффективность, поскольку инновации создаются на пересечении различных сфер», — объясняет руководитель отдела организационной эффективности департамента People&Culture компании «Филип Моррис Украина» Ирина Седова.
«Компании, которые смогут создать психологически комфортную атмосферу для сотрудников, лучше будут понимать потребителя, предлагая эффективные решения».
В кластере, куда входят Украина, Молдова и страны Кавказа, показатель женщин на руководящих должностях PMI составляет 43,5% — больше, чем в среднем по компании. «Для Украины вопрос гендерного равенства является актуальным, ведь женщины здесь, по официальным данным, зарабатывают меньше, чем мужчины. На это влияет ряд причин. Например, в нашем обществе женщины чаще идут в декрет или на больничный по уходу за ребенком. Это может означать перерыв в работе, и, соответственно, влиять на результаты и карьеру. Женщины также менее склонны подаваться на вакансии, если знают, что не соответствуют требованиям на 100%. И конечно же никто не отменял стереотипы со стороны менеджеров по подбору персонала — личные или связанные с условно „мужскими“ или „женскими“ профессиями», — считает Ирина Седова.
Виктория Волоха, руководитель по этике и соблюдению стандартов ведения бизнеса компании «Филип Моррис Украина», рассказала о практике по решению вопросов, связанных с дискриминацией внутри компании. «Если сотрудника притесняют, пренебрежительно относятся или же он/она чувствует, что лишается каких-то благ по гендерному признаку, привилегий или возможностей развиваться в компании, то он/она может обратиться в службу по этике и соблюдению стандартов ведения бизнеса», — отметила она.
На основании заявления и предоставленной информации соответствующая служба определяет, имеет ли эта ситуация признаки потенциального нарушения (дискриминация, ущемление и т. д.). Если да, то проводится внутреннее корпоративное расследование. По результатам расследования менеджмент компании принимает решение о санкциях в отношении виновного сотрудника (если вина доказана) и осуществляет дополнительные меры, чтобы подобные нарушения не повторялись в будущем.
Чего удалось достичь?
В PMI карьерное развитие зависит от самих сотрудников — их отношения друг к другу, понимания роли компании в обществе и того, что каждый из них может сделать для реализации своих профессиональных навыков. «Мы инвестируем в осознанность сотрудников и руководителей путем их привлечения к учебным программам и платформам для дискуссий на тему инклюзивности и разнообразия. Мы заботимся о благосостоянии, создавая возможности для дистанционной работы с гибким графиком (задолго до начала карантина), повышая заработную плату в случае выхода из декретного отпуска, предоставляя дополнительный длительный отпуск для опекуна второй степени родства при рождении ребенка или когда его взяли под опеку и т. д.», — резюмирует Ирина Седова.
Доказательством эффективности стратегии PMI является награда лучшего работодателя в Украине, Европе и мире от Top Employers Institute. PMI также является одной из немногих компаний в мире, которая уже несколько лет успешно проходит аудит Equal Salary Certification, подтверждая равные возможности и условия для мужчин и женщин как по оплате труда, так и в отношении практик развития карьеры.