
Не только для ЛГБТ. Что такое гражданское партнерство и как это поможет расширить наши права — объясняет эксперт
Что такое институт гражданского партнерства, чем это отличается от однополых браков и что из этого действительно нужно Украине, объясняет руководитель ГО Точка Опоры ЮА Тимур Левчук.
Что произошло?
3 июня 2022 г. на сайте Офиса президента зарегистрировали петицию о легализации однополых браков. По состоянию на четверг, 30 июня, она имеет уже более 10 тыс. голосов из 25 тыс., необходимых для того, чтобы петицию приняли к рассмотрению.
Вероятность приближения Украины к легализации однополых браков долгое время оставалась одним из главных аргументов среди противников ратификации Стамбульской конвенции, хотя на самом деле эти два пункта не связаны между собой.
О чем идет речь в этой петиции?
Описание требований в петиции — очень лаконичное.
«В настоящее время каждый день может быть последним. Пусть люди одного пола получат возможность создать семью и иметь подтверждающий официальный документ. Им необходимы такие же права, как и у традиционных пар», — говорится в документе.
О каких правах речь?
Однополые пары в Украине юридически не имеют права на брак, не могут совместно владеть имуществом, наследовать имущество партнера или партнерши, совместно воспитывать детей. В случае смерти одного из партнеров другой не сможет взять на попечение его несовершеннолетних детей, поскольку не является прямым родственником умершего.
Кроме того, в критических для жизни и здоровья ситуациях в однополом союзе один партнер не может принимать решения по другому. Партнеры лишены права содержать или ухаживать друг за другом в случае, если кто-то один временно или постоянно утратит трудоспособность, быть опекуном для недееспособного партнера.
Эти вопросы можно урегулировать только путем легализации однополых браков?
Есть еще один механизм, который называется гражданское партнерство. Такое партнерство не имеет никакого отношения к сексуальной ориентации, гендерной самоидентификации и к Семейному Кодексу в принципе, объясняет руководитель ГО Точка Опоры ЮА Тимур Левчук. Это — о любых двух взрослых людях одного пола.
«Представим себе трагическую ситуацию: есть две семьи, в этих семьях есть дети, и два человека, например, погибли на войне. Это вполне реалистичная история для Украины. Эти две женщины, жены погибших, например, хотят воспитывать детей вместе, потому что они подруги, и им проще вдвоем. Им проще вместе снять жилье, проще помогать друг другу в финансовом плане, покрывать коммунальные платежи, присматривать за детьми, отводить детей в школу поочередно. Они не лесбиянки, и не станут ими. Институт партнерства позволит им легализовать этот союз и обладать социально-экономическими правами. При реализации проекта „Союзники в действии“, поддержанном Freedom House, мы объясняли такие базовые вещи большому количеству людей, но нам еще есть над чем работать», — приводит пример Тимур Левчук.
В случае оформления гражданского партнерства эти две женщины смогут, скажем, взять жилье в ипотеку, показав общую прибыль обеих, могут полноправно заботиться о детях друг друга на случай, если кто-то из них заболеет или будет в отъезде.
Еще один пример, который приводит Левчук — двое мужчин, военных, которые, например, еще не успели создать собственные семьи, не имеют детей, не имеют других родственников или имеют, но находятся с ними в конфликте. При этом имеют какое-то имущество. Предположим, что такой военный хочет, чтобы в случае его гибели именно его побратим мог решить, как его похоронить, где, каким образом, что сделать с его имуществом.
То есть гражданское партнерство не имеет ничего общего с ЛГБТ?
Да, это о расширении наших прав независимо от того, кто какую сексуальную ориентацию имеет. Тимур Левчук называет это инклюзивным, доступным для всех институтом, которым смог бы пользоваться любой: двое мужчин-побратимов, две женщины, две одиноких бабушки и так далее.
В каких странах уже введен такой механизм?
К примеру, гражданские партнерства разрешены в Чехии. А недавно эта страна позволила однополым парам усыновлять детей. Кстати, между появлением института партнерства и возможностью усыновления именно для однополых пар там прошло десять лет. Схожий механизм работает в 17 европейских странах, где есть право вступить в гражданское партнерство. Там он даже более популярен, чем, собственно, брак, говорит Тимур Левчук. Потому что этот статус дает все то же, что и брак, но его очень легко как заключить, так и расторгнуть.
Есть ли в Украине какие-либо подвижки в том, что касается внедрения гражданского партнерства?
«Раньше уже было подготовлено несколько законопроектов, один из которых — от Точки Опори. Но написать законопроект — это не проблема. Сложнее найти народных депутатов, которые готовы его зарегистрировать», — говорит Тимур Левчук.
Он добавляет: сейчас таких нардепов уже нашли. Но пока все ждут лучшего момента, чтобы презентовать свой проект закона и получить необходимое количество голосов в ВР для его поддержки.
«Я надеюсь, что рано или поздно у нас все-таки будет общий диалог, который позволил бы рассказать большему количеству людей о преимуществах, которые дает этот институт каждому из нас. Эти вопросы нужно решать».
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.