Пример тибетских монахов. Как воздержание от секса помогает обществу
С точки зрения естественного отбора, целибат кажется путем в никуда. Но не спешите с выводами — математическое моделирование показывает, что он приносит пользу экономике и демографии общества.
Ученые из Университета Ланьчжоу провели исследование в Западном Китае. Его целью было выяснить, дает ли распространенная в этих местах практика отправлять детей в монахи какую-либо пользу их семьям или обществу.
Исторически сложилось, что каждый седьмой мальчик в этих краях становился буддийским монахом со всеми вытекающими: он не заводил семью, не владел имуществом и в целом вычеркивал себя из социальной жизни.
Кажется, что это эволюционный тупик. Но ученым удалось найти преимущества этой системы.
Составление генеалогического древа 530 семейств в Ганьсу показал, что мужчины, имеющие хотя бы одного брата-монаха, было гораздо богаче односельчан. Вероятно, это объясняется тем, что им удавалось скопить больше благ ввиду меньшей конкуренции за наследство, ведь монахи не наследуют имущество.
Помимо того, у них было больше детей, чем у тех членов общины, чьи ближайшие родственники не отправились служить Будде.
Этот факт намекает на то, что безбрачие могло стать инструментом эволюционного отбора. Отсутствие конкуренции за ресурсы и женщин несло для закрытого патриархального общества безусловную пользу. Что характерно, речьи дет именно о мужском монашестве — и специалисты считают, женское могло сформироваться что в обществах с высокой женской конкуренцией.
Ценность исследования китайских ученых в том, что оно опровергает идею возникновения общественных институтов вследствие идеи. По мнению специалистов, как минимум один из них — институт монашества — возник как инструмент общественного и экономического регулирования.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.