Снова Буча. Яндекс формирует нужное Кремлю информационное пространство в ущерб здравому смыслу
После начала войны России против Украины информационное пространство РФ стало предельно закрытым и цензурируемым. Яндекс не отстает от тренда, показывая выгодный власти контент по таким горячим запросам как Буча.
На первой странице выдачи в Яндекс можно наблюдать исключительно то, что нужно Кремлю. Руководство компании неоднократно жаловалось на то, что им приходится настраивать алгоритмы поиска под т.н. «белый список», в котором есть лишь одобренные властями сайты.
Видео дня
«У нас почти 20 тысяч человек в компании, большинство окончили технический университет, пишут код и мечтают, чтобы их не трогали. Никто не хочет лезть в политику, все хотят заниматься IT, все скандалы из-за новостей на „морде“ (главной странице — ред.) достали уже», — жаловался изданию Meduza сотрудник Яндекса. И тем не менее, специалисты компании продолжают работать над формированием общественного мнения согласно путинской повестке.
Ярчайшим примером этого стал скандал с Бучей. Пользователи сети были возмущены тем, что на запрос Буча Яндекс выдает фото довоенного города — процветающего и зеленого. В то же время, Google предоставлял куда более релевантную информацию, выдавая снимки разгромленных россиянами улиц.
Трагедия в Буче — это знаковое явление в истории войны. После деоккупации Киевской области Украина обнародовала последствия русского мира на своей территории. Обвинения в сторону россиян были подкреплены многочисленными свидетельскими показаниями и спутниковыми снимками — но российская пропаганда не оставляет попыток вывернуть ситуацию в свою пользу. Популярные ведущие и политики РФ часто обвиняют в резне ВСУ, транслируя свое мнение посредством федерального телевидения, радио и интернет-ресурсов.

По запросу Буча на первой позиции в выдаче идет статья из Свободной энциклопедии о значении слова «буча». Это довольно странно если вспомнить, что результаты поиска должны формироваться с учетом релевантности запроса и при этом имеют значение связанные слова. Так, вводя в строке поиска Google слово Буча, пользователь увидит статью в Вики и новости на эту тему — просто потому, что большинство пользователей в этот момент интересуется городом и событиями в нем, а вовсе не «шумным переполохом, суматохой, коренной водой в яроводье».
На втором месте расположилась еще одна статья Википедии, на сей раз о городе. Но она переведена с английского языка, что удивляет, потому что существует русскоязычный материал со сходным содержанием.
На третьем месте в выдаче стоит ссылка на пост на ресурсе Pikabu. Он называется «Буча: неувязки, подделки и обман украинской пропаганды», и по всей видимости, именно заголовок стал причиной того, почему низкорейтинговый контент развлекательного сообщества поднялся так высоко в выдаче.
Следом за пропагандистским постом идет материал одиозного издания Царьград ТВ, прославившегося тем, что его основатель Константин Малофеев попал под западные санкции еще до того, как у него появилась возможность транслировать свои идеи на широкую публику.
В этой статье трагедия Бучи называется инсценировкой, украинская власть — неонацистами, чья основная цель «обнулить Россию как государство». Остальное тоже по методичке — кругом враги, которым не дает покоя то, что русские — «за правду и справедливость».
Балансируя на грани технологий и политики, Яндекс умудряется формировать нужное власти информационное пространство. Но работа под постоянным наблюдением Большого Брата не может продлиться долго. Так, по имеющимся в СМИ данным, около двух тысяч сотрудников компании уже уехали из России. Кроме того, недавно там произошла серия громких увольнений — работы лишились, в числе прочих, несколько десятков западных специалистов.
Все это не может не сказаться на работе компании. Ей уже пришлось отказаться от части своих активов, что связано с проблемами финансирования и давлением властей. А также, по всей видимости, растущим кадровым голодом со стороны российских айтишников, которые массово уезжают за рубеж.
Yandex N.V. уже опасается инвестировать в российскую компанию. И строить прогнозы на будущее, кстати, тоже.

Подписаться на ежедневную email-рассылку материалов раздела Техно Рассылка о том как технологии изменяют мир подписаться Каждый понедельник
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.