Бензин и люди. Как преодолеть кризис и дефицит топлива в Украине — планы правительства
Что именно делают власти для преодоления дефицита бензина и дизтоплива?
Что уже сделано
Сейчас уже в этом месяце планируется получить 350 тысяч тонн горючего с совершенно новых логистических маршрутов. Для реализации этой цели в марте-апреле 2022 года были введены мероприятия, позволившие увеличить суточный объем ввоза топлива из ЕС с 4000 т до 12000 т в сутки:
Видео дня
- отменены разрешения на въезд автоцистерн для доставки топлива в Украину;
- обеспечена возможность принимать топливо в портах Дуная;
- внесены изменения в механизм ценового регулирования стоимости горючего;
- обеспечено внеочередное оформление топлива на границах со стороны таможни и пограничной службы.
Первая вице-премьер-министр-министр экономики Юлия Свириденко отметила, что благодаря этому железной дорогой начали завозить в Украину в 5 раз больше горючего.
«В марте завезли 35 тысяч тонн, в мае ожидаем 180 тысяч тонн. Автомобильный завоз вырос в 15 раз — с 5000 до 85000 тонн. Речной транспорт теперь перевозит в 5 раз больше горючего по сравнению с мартом — с 4000 до 22000 тонн», — Юлия Свириденко.
Кроме того, есть договоренность о начале реверса горючего трубным транспортом из Венгрии. Украина получила подтверждение на импорт 35 тыс. тонн в месяц с потенциальным увеличением до 50 тыс. тонн. Тем временем на таможне запустили отдельную зеленую полосу для бензовозов из Польши. Это позволит потенциально увеличить пробел со 110 до 200 единиц в сутки.
Что нужно для преодоления очередей на АЗС и дефицита
В Минэкономики отмечают, что сегодня весь объем импорта можно направить на внутреннее потребление. Наращивание запасов требует больше времени. Чтобы исчезли очереди и дефицит, запасов горючего на АЗС требуется минимум на 15 дней.
Каковы планы правительства по решению проблемы с горючим на АЗС
У правительства есть четкий план действий на ближайшие недели и ближайшие месяцы, а именно:
- получить согласие стран ЕС на гарантированное принятие их портами танкеров с горючим для украинского рынка;
- изъять российское и белорусское топливо, завезенное до вторжения россии и теперь арестованное;
- скачать дизелем трубопровод из Венгрии;
- осуществить системные закупки национальным оператором НАК Нафтогаз Украины, чтобы мы имели ритмичные поставки и долгосрочные контракты.
Об идее транспортировки каспийской нефти через территорию Украины
Директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн в специальном эфире Радио НВ отметил, что в Украине отсутствует доступ к морю.
Мы не можем принимать там танкеры. Там вообще все заблокировано. Ничего вообще нет, и судоходства как такового. В перспективе, конечно, можно это делать. Но опять же: прямо к тому времени с учетом подготовки эмбарго, я думаю, что европейские компании уже будут готовы снабжать себя из альтернативных источников. Безусловно, Одесса-Броды, если заработает, тоже может использоваться для дополнительной поставки в Европу", — Сергей Куюн.
Прогноз правительства
По уточненному прогнозу, в мае ожидается потребление 300 тыс. т дизеля и 120 тыс. т бензина. Такой объем импорта уже законтрактован украинскими сетями.
«В то же время мы видим, что отдельные недобросовестные операторы рынка ставят цены больше предельно допустимых — 60, 65 и даже 70 гривен за литр. В стране идет война, и мы расцениваем такую ценовую спекуляцию как мародерство. Правительство предоставило полномочия областным военным администрациям осуществлять контроль за установлением цен. Будем жестко реагировать на подобные факты в соответствии с требованиями военного времени», — подчеркнула Юлия Свириденко.
Читайте также: «Отбитые». Какие АЗС продают топливо почти про 60 грн за литр и почему не работает госрегулирование цен
О потенциале Украины
Сергей Куюн акцентирует внимание на том, что украинцы могут все делать сами.
«Нужно понимать, что проблем с ресурсами в мире нет. Поэтому потенциально мы можем даже в таких неблагоприятных условиях, даже через западную границу поставлять то количество горючего, которое нам необходимо. Да, надо будет достроить какие-то небольшие объекты, но я уверен, что чем дальше, тем больше будет появляться логистических решений. Они уже есть, мы видим, что по результатам этого визита в Варшаву родились какие-то новые идеи, украинцы даже подсказывают европейцам, где у них есть возможности для того, чтобы их можно было расконсервировать или привлечь», — директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Эксперт отмечает, что многие мощности не используются.
Читайте также: «Это элементарная спекуляция». Что происходит с бензином и чего ждать АЗС дальше
«Это все нужно реанимировать, и это все поедет. Мы можем это обеспечить. В дальнейшем, даже если мы говорим о погрузке своих заводов, то проблем с нефтью не будет», — объяснил руководитель консалтинга.
Кто виноват
Главной причиной топливного кризиса есть действия государства-агрессора. Враг разрушил крупнейший Кременчугский нефтеперерабатывающий завод и другие перерабатывающие мощности внутреннего рынка, обеспечивающие до войны 18% нашего потребления.
Еще 82% нефтепродуктов Украина импортировала четырьмя видами транспорта:
- автомобильным;
- железнодорожным;
- морским;
- трубопроводным.
Сегодня все эти каналы импорта переориентированы и работают совсем по-другому.
Читайте также:
- Польша может обеспечивать поступление более 200 тысяч тонн топлива в Украину ежемесячно — Свириденко
- Украина создаст запас топлива на несколько месяцев — ОП
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.