Instagram нет, но вы держитесь. Как блокировка популярной в России соцсети ударила по ее малому бизнесу
С 14 марта Роскомнадзор отключил для своих граждан популярную социальную сеть Instagram и одновременно остановил в своей стране целую рекламную индустрию, лишив тысячи российских блогеров заработков.
«Думу свою закройте!» — в истерике на камеру обращается к власти заплаканная российская блогерша. В унисон с ней рыдает и ее коллега с неестественно большим бюстом и «утиными» губами: «Это – вся жизнь, это – душа, это то, с чем я просыпаюсь и засыпаю долбанные пять лет!»
Подобных истерических видео-обращений от россиян, давно и успешно поселившихся в соцсетях, сейчас в интернете немало. Впрочем, так сильно их расстроили совсем не кровавые кадры российского вторжения в Украину. С искренней болью они «хоронят» платформу Instagram — любимую площадку и источник доходов в сети.
14 марта Роскомнадзор заблокировал россиянам доступ к Instagram «в связи с распространением призывов к насильственным действиям в отношении россиян, в том числе военнослужащих», а также с целью «обеспечения психологического здоровья граждан». На самом деле, причиной закрытия стали реальные фото и видео украинских и зарубежных пользователей о кровавых событиях в Украине, которые кремлевская пропаганда пытается скрыть от своих соотечественников. А 21 марта Россия собирается сделать новый шаг в этом направлении — рассмотреть вопрос о внесении ресурса Instagram в список экстремистских.
Между тем отключение Instagram привело не только к еще большей информационной изоляции России — сильный удар получил ее рекламный рынок. Соцсеть была основной площадкой для прямой и косвенной рекламы многих брендов, а также главным источником доходов для блогеров, иногда немалых.
По подсчетам украинского коммуникационного агентства PlusOne, около половины населения РФ пользовались Instagram, то есть примерно 60-70 млн пользователей, более тысячи из них имели миллионные аудитории. Благодаря собственной популярности только за одну рекламную публикацию в профиле такие блогеры зарабатывали $1-2 тыс., не говоря уже о более масштабных долгосрочных контрактах и личных проектах вроде продаж собственных тренингов или продаж продукции.
Теперь, когда Instagram оказался «вне закона», с легкими бешеными деньгами российским блогерам придется попрощаться. Как уже отчитался обеспокоенный Совет блогеров при Совете Федерации, дохода лишатся 67% пользователей, для подавляющего большинства из которых он был единственным.
«Instagram – это двигатель рынка малого бизнеса, – объясняет Максим Саваневский, управляющий партнер PlusOne. — По этому рынку очень ударило, и это неожиданно хорошо, потому что санкции бьют только по богатым».
Читайте также:

Виталий Каценельсон Новая мрачная глава. Как Путину удается контролировать россиян и что их ждет дальше
При этом российская аудитория всегда была очень специфической — с обилием однотипных, подправленных пластическими хирургами девушек, откровенно демонстрирующих тело, шикарную жизнь и путешествия. Основные деньги они получали в качестве гонораров от известных брендов за «нужный» совет подписчикам. Поэтому закрытие платформы, считают эксперты, стало потерей большого куска бизнеса даже учитывая выход с рынка тяжеловесов, транснациональных компаний, владеющих общеизвестными брендами.
«Теперь российские блогеры не смогут зарабатывать в Instagram даже если будут иметь проекты с российскими брендами — бренды точно не будут вкладывать средства в официально запрещенную платформу», — говорит Вера Сливинская, руководительница по международному развитию бизнеса AIR Media-Tech.
Кроме того, говорит эксперт, для и без того приходящего в упадок российского рекламного бизнеса ограничение Instagram — это потеря молодой платежеспособной аудитории, как и действенного медиа-канала непрямого продвижения своей продукции с помощью блогеров с лояльной аудиторией.
Чтобы обойти запрет Instagram, россияне прибегают к уловкам и продолжают постинг контента. Большинство пытаются спасти свой инфлюэнсерский бизнес, приглашая аудиторию на свои профили в российской соцсети Вконтакте, на платформе Yandex.Zen, также призывают подписываться на Telegram-каналы.
«Но уровень конверсии с Instagram в Telegram, например, меньше 2%, — констатирует Сливинская. — Поэтому для них это упущенная возможность заработка с брендами, если не полностью, то процентов на 90 точно. Однако у некоторых блогеров остаются надежды на прямые донаты (пожертвования) от подписчиков».
Некоторые из более продвинутых российских блогеров, чтобы технически обойти блокировку ресурса, устанавливают на гаджеты системы VPN. Но здесь Роскомнадзор играет на опережение и уже официально заблокировал 20 крупнейших VPN-сервисов.
«20-30% пользовавшихся Instagram все равно будут это делать, — прогнозирует Максим Саваневский. — Но в долгосрочной перспективе это будет как ограничение Вконтакте в Украине – количество авторов начнет исчезать вместе с количеством подписчиков».
Для самого ресурса, уверяет Саваневский, такая потеря пользователей заметна, но не существенна. Ведь стоимость контекстной рекламы, на которой зарабатывает площадка, в РФ не слишком высока.
«Это не Западная Европа и не Америка, стоимость зависит от региона и платежеспособности рекламодателя, – заключает эксперт. — А рынок интеграций — тот, от которого в первую очередь отказываются».
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.