Кузькина мать возвращается? Насколько реальна угроза ядерной войны между РФ и НАТО
Через несколько дней после вторжения в Украину Владимир Путин приказал привести ядерное оружие РФ в «повышенную боевую готовность». Что об этом решении думают ученые и стоит ли нам бояться глобальной ядерной войны?
Сложно искать логику там, где ее нет, но мы попробуем: опасаясь «неонацистов и наркоманов» в соседней стране, 24 февраля 2022-го диктатор РФ Владимир Путин принял решение напасть на Украину.
Через несколько дней тот же Путин отдал приказ привести силы сдерживания России, включая ядерное оружие, в повышенную боевую готовность. Решение закосплеить Никиту Хрущева с его «кузькиной матерью» было аргументированно «угрозой с Запада».
«Высокие должностные лица ведущих стран НАТО допускают агрессивные высказывания в адрес нашей страны. Поэтому приказываю министру обороны и начальнику генерального штаба перевести силы сдерживания российской армии в особый режим несения боевого дежурства», — заявил Путин.
За этим решением последовали несколько тревожных событий, включая захват российскими войсками самой большой атомной электростанции в Европе, обстрел экспериментальной ядерной установки в Харьковском физико-техническом институте и даже подготовка американского самолета «Судного дня».
Примечательно, что за несколько дней до начала российского вторжения в Украину авторы Бюллетеня ученых-атомщиков снова завели свои часы на 23:58:20. Это означает, что человечество продолжает находиться на рекордной близости к глобальной катастрофе.
В связи с этим, рассмотрим ядерный потенциал РФ и стран НАТО, а также попробуем узнать, может ли война в Украине стать началом глобальной катастрофы.
«Война на выносливость»
Именно так назвала последние события в Украине исполнительный директор Проекта по управлению Атомом Гарвардской школы Кеннеди Франческа Джованнини, которая также входит в Бюллетень ученых-атомщиков.
По ее словам, российские войска, которые переживают падение боевого духа и проблемы в пополнении ресурсов для передовой, столкнулись с компетентной украинской армией, а также «беспрецедентным уровнем гражданской мобилизации и сопротивления».
Однако, такая ситуация повышает шансы применения Россией тактического ядерного оружия, считает ученая.
«Насколько безумнее должен быть Путин, чтобы нарушить так называемое „ядерное табу“? Он не раз был готов нарушить табу в отношении национального суверенитета. Тем не менее, я не думаю, что он легкомысленно отнесется к решению применить тактическое ядерное оружие. И я также не верю, что страх нарушить прецедент (реальный или воображаемый) может его сдерживать», — пишет Джованнини.
В качестве аргументов против «ядерного сценария» эксперт назвала то, что Россия не заинтересована в уничтожении Украины; Путин не настолько «сумасшедший бандит», чтобы нарушить 75-летнее табу на применение ядерного оружия; существование других вариантов для оккупации Украины.
Среди этих вариантов — атаки на жилые дома, газопроводы и электростанции, а также использование всех видов неядерного оружия для захвата украинских городов.
«Применение одной или нескольких тактических ядерных боеголовок было бы неизбежной попыткой Путина разрушить единство Запада и проверить решимость некоторых стран НАТО. Это также означало бы его готовность сделать все возможное для достижения своих политических и стратегических целей. Я не утверждаю, что это вероятный сценарий, но я беспокоюсь», — заключает Франческа Джованнини.
Ядерный потенциал
Рассматривая теоретические сценарии глобальной ядерной войны невозможно обойтись без подсчета количества ядерных боеголовок у разных стран.
По данным Федерации американских ученых, у России есть 5977 ядерных боеголовок, что больше, чем у любого другого государства.
Например, «ядерный блок НАТО» (США, Франция и Великобритания) располагает 5943 ядерными боеголовками, из которых 5428 принадлежат американцам.
У Китая есть «всего» 350 атомных бомб, у Пакистана — 165, у Индии — 160, у Израиля — 90, и 20 у Северной Кореи.
Первая пятерка стран по количеству ядерного оружия (Россия, США, Китай, Франция и Великобритания) подписала Договор о нераспространении ядерных вооружений, согласно которому они сокращают свои ядерные запасы с начала 1970-х, и в перспективе должны полностью от них отказаться.
Индия, Пакистан и Израиль (который официально не признает наличие у себя ядерного оружия) не присоединялись к этому Договору, а Северная Корея вышла из него в 2003 году.
Стоит также учесть, что лидерство России в ядерной гонке может быть весьма сомнительным: некоторые эксперты предполагают, что около полутора тысяч боеголовок уже списаны и подлежат утилизации.
В таком случае сейчас на вооружении армии РФ находятся примерно 4500 баллистических ракет с ядерным зарядом, которые считаются стратегическим ядерным оружием.
Кроме этого, вышеупомянутый приказ Путина о приведении сил сдерживания РФ в повышенную боевую готовность также мог быть очередной манипуляцией: считается, что ядерные ракеты наземного и подводного базирования России и США постоянно находятся в состоянии повышенной готовности.
И это не считая одного из ключевых фейков российской пропаганды о том, что Украина якобы планирует возобновить производство ядерного оружия (на самом деле нет). Напомним, именно от этого оружия Украина отказалась в конце 1994-го, в обмен на гарантии безопасности со стороны России, Великобритании и США.
И что все это значит?
Несмотря на безумные заявления и угрозы со стороны диктатора РФ, большинство экспертов сходятся во мнении о том, что ядерная война между НАТО и Россией «маловероятна».
«Применение Россией ядерного оружия по-прежнему крайне маловероятно, поскольку военная доктрина взаимного гарантированного уничтожения (MAD) остается актуальной в отношениях между основными ядерными державами. Но благодаря безрассудному заявлению и предупреждению Путина, применение ядерного оружия сейчас более вероятно, чем когда-либо со времен холодной войны», — объясняет доцент Центра исследований международной безопасности имени Мершона в Университете штата Огайо Дакота С. Рудесилл.
В свою очередь, профессор международной и президент Канадской ассоциации исследований проблем мира Эрика Симпсон говорит, что ядерная атака на тактическом уровне возможна, но за ней последует опасная эскалация MAD.
Иными словами, даже единичный случай применения ядерного оружия в современном мире может стать отправной точкой к его полному уничтожению.

Подписаться на ежедневную email-рассылку материалов раздела Техно Рассылка о том как технологии изменяют мир подписаться Каждый понедельник