Ядерная угроза? Зачем войска РФ захватывают атомные электростанции и правда ли, что это может привести к катастрофе
В ночь на четвертое марта российские войска попытались взять под контроль Запорожскую АЭС. В ходе боев загорелось одно из зданий и было несколько попаданий в первый блок станции АЭС.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба призвал российские оккупационные войска немедленно прекратить обстрел Запорожской атомной электростанции, в результате которого на станции начался пожар.
Он предупредил Европу, что в случае взрыва на АЭС последствия могут быть в 10 раз страшнее, чем то, что случилось в 1986 году в Чернобыле.
Ужас ситуации заключался в том, что из-за сильных боев пожарные не могли приблизиться к станции и потушить огонь.
Это было сделано лишь к утру. На текущий момент работает лишь один из шести блоков Запорожской атомной электростанции, но по сообщению украинского генштаба оккупанты контролируют площадь перед АЭС.
Все это вызвало нешуточную панику среди населения. Украинские соцсети моментально всколыхнули сотни сообщений о грядущей атомной угрозе. При этом примерно в равной степени популярны как точка зрения о том, что блоки АЭС хорошо защищены и их невозможно взорвать вручную или при обстреле, так и точка зрения о том, что теперь в руках российских войск сразу две «ядерные дубины», которыми они могут угрожать не только Украине, но и всей Европе.
Разбираемся по пунктам, что происходит, и насколько велика опасность.
Что происходило в ночь на 4-е марта в Энергодаре
В ночь с третьего на четвертое марта колонна техники российских военных направилась к Запорожской атомной электростанции (АЭС) в Энергодаре. В результате обстрела со стороны оккупантов примерно в два часа ночи на станции начался пожар.
По данным ГСЧС, загорелся учебно-тренировочный комплекс Запорожской АЭС. Сотрудники станции также сообщили о попадании в первый энергоблок.
Глава Запорожской ОГА Александр Старух заявил, что пожарных пустили на станцию в 3:14, но через полчаса эту информацию опровергли в Энергоатоме. «Кадыровцы ворвались на станцию. Идет бой внутри с нацгвардейцами. Они будут сейчас пытаться заминировать ее и шантажировать всю Европу», — говорили в АЭС.
Пожар локализовали и ликвидировали только к 6:20 утра четвертого марта. В ГСЧС также заявили, что пострадавших и жертв среди сотрудников станции нет. Но есть погибшие и раненые среди украинских защитников станции.
На данный момент территория Запорожской атомной электростанции захвачена российскими войсками. Под контролем оккупантов — админкорпус и проходная на станцию. Персонал станции продолжает работать на энергоблоках, обеспечивая стабильную эксплуатацию ядерных установок. Радиационный фон в норме.
И.о. президента НАЭК Энергоатом Петр Котин сообщил, что один из шести энергоблоков ЗАЭС продолжает работать.
«Система сбалансирована и будет сбалансирована, даже если последний энергоблок ЗАЭС выключится. Укрэнерго сделает все для того, чтобы запитать потребителей. Но соблюдение норм МАГАТЭ по ядерной безопасности — это сейчас приоритет номер один», — объяснили в НЭК Укрэнерго.
Правда ли, что боевые действия вокруг АЭС могут привести к ядерной катастрофе подобной Чернобыльской?
Паника вокруг Энергодара имеет очевидные причины.
Украина как, пожалуй, ни одна другая страна мира знает, что такое ядерная катастрофа.
Однако, атомщики, с мнением которых НВ ознакомился в последние часы, считают прямых причин для паники пока нет.
Во всяком случае, в том, что касается современной Запорожской АЭС.
Все реакторы тут водяные и двухконтурные, они сделаны по самой безопасной серийной технологии, которая существует на текущий момент.
Что означает термин «двухконтурные»? Вода первого контура — та, которая контактирует с радиоактивными элементами, остается внутри герметичной оболочки. И не выходит за ее пределы.
Вода второго контура, которую пускают на турбины, никогда не смешивается (и в принципе, не сможет смешаться) с водой первого контура. Между ними происходит только темплообмен.
Это — ключевое отличие от Чернобыльской АЭС с ее одноконтурными реакторами без герметичной оболочки.
По словам одного из экспертов, герметичная оболочка представляет собой бетонный куб размером 50 на 60 метров. Толщина стен — около одного метра прочного бетона. Сам реактор сделан из стали высших сортов и имеет размеры около 5 на 6 метров и находится в самом центре этого куба.
Фактически, это компактное устройство с очень высоким уровнем защиты.
Можно ли взорвать реактор? Фактически нельзя, говорят эксперты.
Современное ядерное топливо имеет низкий уровень обогащения, а система управления мощностью имеет многоуровневые системы защиты. Здесь используются не только управляющие стержни (о которых многие наслышаны после Чернобыльской аварии), но и раствор борной кислоты, которая при необходимости впрыскивается в воду первого контура.
Системы безопасности настроены таким образом, чтобы отключать реактор при любой нештатной ситуации. Больше того, системы настроены так, что проходит длительное время перед тем, как реактор можно включить повторно. Это сделано затем, чтобы персонал мог устранить все возможные причины возникновения вышеупомянутых внештатных ситуаций.
Еще один важный момент, о котором стоит знать. Тепловая инерция реакторов современных АЭС значительно ниже, чем у старых станций, например, чернобыльской. Реактор значительно быстрее остывает после остановки.
Можно ли сделать из реактора атомную бомбу? Эксперты говорят, что нет. В качестве замедлителя ядерной реакции тут выступают не графитовые стержни, как в Чернобыле, а вода.
Худшее, что может произойти, если физически остановить работу насосов и вспомогательного оборудования реактора, это вытекание ядерного топлива. Но оно лишь соберется в специальном поддоне, который расположен ниже реактора. Т. е. никакого взрыва не будет и при таком сценарии.
Опасения, что ядерный взрыв или серьезная утечка радиации могут случиться из-за обстрела или бомбардировки блоков АЭС, тоже, похоже, беспочвенны. Толщина бетонного блока такова, что его очень сложно пробить. Уж не с одного-двух попаданий точно. И после этого возможны лишь повреждения второго контура, вода в котором не радиоактивна.
Повреждения оборудования вокруг энергоблока также не приведут к ядерной катастрофе, они лишь могут привести к остановке турбины и прекращению работы блока.
Разрешения градирни — бетонной конструкции, которая нужна для повышения тяги воды из конденсатора — также не приведут к катастрофе, лишь чуть ухудшат охлаждение реактора. Который при росте температуры до определенной отметки, просто автоматически отключится.
Нет большой опасности и, когда речь заходит об хранилищах отработанного ядерного топлива (а они есть на любой АЭС). Да, это радиоактивные элементы, но сделать из них бомбу или взорвать их не получится.
Однако, стоит отметить, что существует и альтернативное мнение. Которое с подачи некоторых пользователей получает все большее распространение в соцсетях. В частности, некоторые утверждают, что остановить процесс распада ядерных элементов полностью невозможно, они продолжают нагреваться, поэтому реактор требует охлаждения даже в простое.
Теоретически, из этого следует, что реактор может перегреться при длительной работе без должного охлаждения. И это — вероятный сценарий катастрофы, однако, на текущий момент у нас нет понимания того, как долго может занять этот процесс и какого рода катастрофа может произойти в итоге. НВ дополнит этот материал, по мере получения большей информации.
В любом случае, нужно понимать, что Запорожская АЭС — крупнейшая в Европе. И любые боевые действия рядом с таким крупным атомным объектом сопряжены с рисками.
А что с Чернобыльской АЭС?
24 февраля 2022 года российские войска захватили все объекты государственного специализированного предприятия Чернобыльская АЭС, расположенные в Зоне отчуждения. С этого момента работники предприятия фактически находятся в заложниках, причем, бессменно, поскольку оккупанты не дают возможности ротировать персонал. Они работают в условиях повышенной опасности, испытывают эмоциональное давление, а это, несмотря на их высокий профессионализм, грозит ошибками. Их последствия могут быть катастрофическими для Украины и всей Европы. Генеральный директор МАГАТЭ уже выразил беспокойство по этому поводу и призвал не допустить угрозу безопасности ядерных установок и материалов в Украине. Также он сообщил, что в данный момент станции работают в штатном режиме, а находящийся в них ядерный материал под контролем. 28 февраля руководство ЧАЭС в лице начальника смены Валентина Гейко договорилось с оккупантами о невмешательстве в работу станции. Однако с тех пор работники жаловались на несоблюдение россиянами санитарно-пропускного режима. По словам специалистов Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности ГП Госатомрегулирования Украины, это грозит облучением, которое неминуемо приведет к развитию онкозаболеваний. Третьего марта украинский Энергоатом обратился в МАГАТЭ с заявлением о том, что захват ЧАЭС — это «ядерный терроризм». Украинская сторона призвала МАГАТЭ обратиться в НАТО с требованием закрыть воздушное пространство над украинскими ядерными объектами. Кроме этого Украина передела в МАГАТЭ информацию о том, что персонал ЧАЭС, захваченный российскими военными, «морально истощен и не может в полной мере выполнять регламентные и ремонтные работы». В сообщении указано, что это приводит нарушению радиационного режима и опасности для их жизни и здоровья.
Среди самых опасных объектов ЧАЭС, которые попали под контроль оккупантов, — хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-1, ХОЯТ-2), новый безопасный конфайнмент объекта «Укрытие», а также блоки № 1, 2, 3 ЧАЭС, которые находятся на этапе снятия с эксплуатации.
«После жестокого боя наш контроль за чернобыльской площадкой утрачен. Состояние объектов бывшей ЧАЭС, конфайнмента и хранилища ядерных отходов неизвестно. После абсолютно бессмысленной атаки россиян на этом направлении невозможно говорить о том, что ЧАЭС в безопасности. Это одна из серьезнейших угроз Европе сегодня», — заявил советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк.
Известно, что двухконтурные водо-водяные реакторы (ВВЭР), которые установлены на Запорожской АЭС, гораздо более безопасны и защищены, чем одноконтурные реакторы типа РБМК (реактор большой мощности канальный), которые продолжают выводить из эксплуатации на ЧАЭС.
Энергетический шантаж
За несколько часов до российского вторжения Украина отключила свою энергосистему от энергетических систем России и Беларуси. После трех дней украинская энергосистема должна была вернуться в прежний режим, объединившись с российской и белорусской.
Эксперимент нужен был для того, чтобы показать готовность Украины объединиться с энергосистемой Евросоюза в 2023 году, и к нему готовились с июня 2017-го.
По словам директора компании по поставке электроэнергии в Украину «Август» Ирины Бересневой, теоретически, Россия и Беларусь могут отказаться «принимать Украину обратно» в свою энергосистему. Особенно на фоне вторжения в Украину регулярных войск РФ.
Несмотря на это, министр энергетики Украины Герман Галущенко заявил, что Украина не останется без электроэнергии, даже после захвата ЗАЭС.
«Мы не останемся без света. Мы стабилизируем систему, и она будет работать в стабильном нормальном режиме… Пока мы еще не подключены [к энергосистеме ЕС — ред.]. Вопрос присоединения должен решиться на следующей неделе. Но сейчас мы поддерживаем систему за счет собственных мощностей», — рассказал Галущенко.

Подписаться на ежедневную email-рассылку материалов раздела Техно Рассылка о том как технологии изменяют мир подписаться Каждый понедельник