Лукашенко — полезный идиот для Путина, — белорусский оппозиционер
Есть ли угроза вторжения в Украину армии Александра Лукашенко, чего стоят эти силы и как к такому сценарию отнесутся граждане Беларуси, — об этом рассказал Павел Латушко, оппозиционный политик и глава народного антикризисного управления Беларуси
Самая большая потенциальная новая угроза, нависающая над Украиной, является Беларусь. Территорию этой страны уже активно используют разнообразным образом российские захватчики ради своих атак. Но может случиться и больше — значительная военная группировка диктатора Александра Лукашенко расположена вблизи границы и имеет все возможности поддержать тормозящее наступление россиян.
Самопровозглашенный президент Беларуси прямо намекнул, что готов привлечь войска для продолжения агрессии РФ против Украины. Президент Владимир Зеленский говорил по этому поводу с Лукашенко по телефону, но и после этого россияне продолжили выпускать ракеты с территории Беларуси.
Павел Латушко, один из лидеров белорусской оппозиции, рассказал НВ о том, введет ли Лукашенко войска на территорию Украины и как повлияют на Беларусь экономические санкции против РФ.
Может ли изменить ход войны России против Украины участие в ней и Беларуси? Почему Лукашенко готов пойти на ввод войск в Украину?
Лукашенко — инструмент в руках Путина. Это человек, полностью утративший свою субъектность в качестве главы государства, выполняющий волю Кремля. Он систематически шел к тому, чтобы стать полезным идиотом для Путина, понимая с одной стороны все риски, которые дают ему подобные действия, с точки зрения оценок и противодействия мировому сообществу, а одновременно он сам загнал себя в ситуацию, когда вынужден выполнять волю Кремля. И выйти из этой ситуации совершенно невозможно.
Также необходимо не забывать о ментальности этого человека из минувшей советской эпохи. Человек, сформировавшийся как политик благодаря пониманию, что только жесткая власть, диктатура и единоличное решение могут быть эффективны в управлении государством. Только поддержка Кремля может потенциально в его понимании сохранить для него возможность функционально управлять Беларусью.
Насколько профессиональными являются кадры в белорусской армии? Что для нас представляет наибольшую опасность?
Если мы говорим о потенциале вооруженных сил Беларуси, то в настоящее время они насчитывают 600 тыс. человек, из которых около 40 тыс. — это реальные подразделения. Из них наиболее дееспособны силы специальных операций, которые насчитывают 6 тыс. человек. Четыре подразделения сил специальных операций в настоящее время размещены вдоль границы Беларуси с Украиной. Лукашенко на состоявшемся недавно заседании Совета Безопасности заявил о том, что хочет увеличить их количество до 10 тыс.
В качестве второго эшелона в случае возможного вторжения вооруженных сил Беларуси на территорию Украины будут использовать внутренние войска МВД Беларуси.
Именно силы спецопераций имеют наибольший опыт ведения боевых действий для участия в миротворческих миссиях и больше всего подготовлены к потенциальным проведению боевых действий. Вместе с тем, среди контрактников и, прежде всего, среди срочников очень много военнослужащих, которые не готовы начать агрессию по отношению к Украине. Такие данные были представлены в докладе военной контрразведки КГБ в адрес Совета Безопасности. Лукашенко, если и будет использовать [войска], то именно силы специальных операций.
Я уже сказал, что реальную силу представляют силы специальных сделок, численностью около 6 тыс. человек. Можно говорить о до 10 тыс. человек соответствующего отбора из других структур вооруженных сил. Поэтому в целом оценка вооруженных сил Белоруссии с точки зрения материального обеспечения военной техники и технологий на низком уровне.
Необходимо также учесть, что уровень материального стимулирования военнослужащих в Беларуси не очень высок, в связи с достаточно сложной экономической ситуацией в стране и неспособностью белорусской экономики обеспечить соответствующий уровень заработной платы для военнослужащих.
Этот факт действует негативно при формировании настроений в белорусской армии, заинтересованной в объединении с Российской Федерацией, что позволит улучшить материальное обеспечение, получить доступ к соответствующей военной технике и проходить стажировку на территории РФ. И это умело используют советники вооруженных сил РФ.
Я вспоминаю одну из бесед с бывшим начальником Генштаба Беларуси генералом Гурулевым, который сказал мне о том, что в Беларуси фактически не существует боеспособной авиации. Это привело к тому, что Россия фактически разместила авиаполк в Барановичах, а также авиаполк в Лунинцах для РФ.
Как в Беларуси воспринимают войну России против Украины и возможное участие в ней белорусских войск?
Необходимо понимать, что Беларусь находится под серьезным информационным зонтиком Российской Федерации, через который очень сложно проникнуть каплям дождя свободы слова и демократии.
Все независимые СМИ были уничтожены режимом Лукашенко за последние полтора года с момента разгрома всех протестов, которые начались 9 августа 2020-го года. В Беларуси ликвидированы или находятся в стадии ликвидации 600 неправительственных организаций, начиная от Союза писателей Беларуси, созданного еще классиками белорусской литературы Янкой Купалой и Якубом Коласом, заканчивая Обществом защиты птиц.
Поэтому говорить о какой-либо политической активности внутри страны, способной представить другую точку зрения белорусам на агрессию России по отношению к Украине, достаточно сложно. Пропаганда доходит до того, что заявляет: сами украинцы сбрасывают бомбы в центре Харькова, чтобы обвинить в этом Россию.
Мы столкнулись с серьезнейшим информационным ударом агрессии российских СМИ на белорусское общество.
Вместе с тем, в последнее время мы отмечаем большой спрос на независимые телеграммы каналы, социальные сети, которые ведут независимые журналисты, демократические структуры и политики. Мой инстаграмм аккаунт вырос практически на 320% за последнее время, и то же самое происходит с каналами Светланы Тихановской и других демократических сил. Мы сейчас фактически ведем войну за головы, умы граждан Беларуси.
Вместе с тем, отношение подавляющего большинства белорусов, по данным разных соцопросов еще накануне вторжения России, было против участия в войне с Украиной, против действий РФ. И эти настроения сохраняются в достаточно большом количестве. Среди сторонников Лукашенко, которые можно определить на уровне 20%, также не все поддерживают его действия. Поэтому общественная поддержка агрессии по отношению к Украине достаточно низкая.
Но надо также принимать во внимание и подавленность общества, страх, который удалось посеять среди белорусов за последние полтора года режима Лукашенко из-за массовых репрессий, когда у нас через тюрьмы и аресты прошли около 50 тыс. граждан, и когда в стране 110 тыс. политических заключенных.
Какие настроения среди белорусских военных?
Если мы говорим об офицерах старшего командного состава, они, как правило, выступают в поддержку подобных действий со стороны Лукашенко, — это основывается на соответствующей пропагандистской подготовке, а также на понимании, что они соучастники всех преступлений, совершенных ранее режимом Лукашенко. Они рассчитывают на получение высокой материальной награды в случае объединения с российскими вооруженными силами.
Если мы говорим о младшем и среднем офицерском составе, то необходимо понимать, что они воспитывались уже в независимой Беларуси, но также находятся под влиянием пропагандистской обработки.
Среди срочников настроения, как я говорил ранее, у большинства антивоенных и есть готовность сложить оружие в случае перехода на территорию Украины.
Среди спецподразделений достаточно высока мотивация участвовать в агрессии по отношению к Украине.
Белоруссия очень сильно зависит от российских заимствований. Сейчас Запад ввел жесткие санкции против РФ. Повлияет ли это на белорусскую экономику?
С одной стороны — да, а с другой — нет. В чем парадокс ситуации: Беларусь имеет единственный источник поддержки только со стороны Российской Федерации. Этот финансовый наркотик со стороны России мог спасти режим Лукашенко. Но с другой стороны, те санкции, которые сейчас вводятся в связи с агрессией России по отношению к Украине, лишь косвенно затрагивают Беларусь, которая де-факто является страной агрессором, предоставив свою военную инфраструктуру, аэродромы для нанесения авиационных ударов для вылета вертолетов и осуществление ракетных ударов, разместив вооруженные силы РФ. И это все не привело к равноценным санкциям в отношении Беларуси.
По оценкам наших экономистов, сегодня может быть создан белорусский оффшор для Путина, который позволит выходить через определенные дыры в санкционном законодательстве как для граждан России, так и для финансовых институтов РФ. В случае затягивания конфликта это может привести к достаточно значительным прибылям и даже экономическому росту в Беларуси по ряду направлений экономического характера, которые не возможно будет организовать в России.
Поэтому очень важно, чтобы наши американские друзья задавали вопросы об аналогичных мерах ответственности, начиная от санкционной политики, заканчивая подачей иска в Международный уголовный суд и в отношении Лукашенко за совершение преступлений против человечности.
Если Запад введет санкции против Беларуси за участие в войне против Украины, что будет с белорусской экономикой?
Здесь, мне кажется, осуществляется в очередной раз геополитическая ошибка: если бы в 2020 году, когда сотни тысяч белорусов выходили в течение шести месяцев на акции протеста в Беларуси, Европейский Союз ввел системные селекторальные санкции в отношении режима Лукашенко, начал реальные действия по привлечению его к уголовной ответственности, сегодня мы бы видели в Минске президента Светлану Тихановскую или другого демократически избранного лидера, который не позволил бы России использовать Беларусь в качестве союзника в агрессии против Украины.
Сегодня фактически повторяется та же ошибка. И если сейчас вводить аналогичные санкции в отношении Беларуси, как в отношении России, экономика Беларуси упадет гораздо быстрее, чем российская. И в данном случае РФ пришлось бы вести борьбу по двум направлениям: с одной стороны — военные действия, инициированные ею на территории Украины, с другой — попытка сохранения своего союзника. Это могло бы привести к падению его системы и режиму.
Это нужно понять, прежде всего, европейским и американским политикам.
И снова обращаемся к украинским властям, чтобы вопрос Беларуси ставить параллельно и симметрично с вопросом ответственности режима Путина.
Ведь не секрет, что Путин и Лукашенко вместе спланировали эту операцию раньше времени, а Лукашенко публично сам признавался в совершении военных преступлений. Он заявлял, что через 3−4 дня Россия и Беларусь оккупируют Украину в интервью телеканалу Россия-1 известному пропагандисту Владимиру Соловьеву, а также недавно во время заседания Совбеза показал карту нападения на Украину, нападения на Киев. То есть он признал старт ракет с территории Беларуси, которые наносили удары по территории Украины.