Как на убыточном каршеринге зарабатывают во всем мире и почему Украина отстаёт
По всем показателям шеринговая индустрия развивается и набирает обороты. Но за счет чего? Почему инвесторы готовы вкладывать в казалось бы убыточные модели, как на этом зарабатывают во всем мире и при чем тут технологии будущего.
По прогнозу Global Market Insights, объем мирового рынка каршеринга к 2024 году вырастет до $6,5 млрд — показатель в 6 раз больше объема 2015 года, что говорит о том, что индустрию ждет кратный рост. Уже этой осенью зарубежный Delimobil заявил о планах по IPO на Нью-Йоркской бирже и несмотря на то, что компания до сих пор остается убыточной, ее оценка составила $0,7-$1,1 млрд.
Почему иностранные инвесторы вкладывают в каршеринг и новые технологии
У сервиса каршеринга могут быть разные бизнес-модели: по подписке, free float, стационарный. И все они убыточны. Возьмите лидера рынка каршеринга на любом континенте — 99% эта компания убыточна. Это связано с большим скачком развития индустрии, и касается не столько каршеринга, сколько любой новой трендовой технологии. Возьмем, к примеру, Uber и Lyft — большая стоимость на рынке акций, но убыточность по всем фронтам. Это объясняется избыточным количеством денег и желанием инвесторов инвестировать в новые технологии.
Uber и Lyft стали пионерами новой индустрии, предлагающие инновационную альтернативу такси. Обе компании открыли подразделения по разработке беспилотных автомобилей и публично разместили свои акции в 2019 году, с разницей в полтора месяца.
Технологии будущего — то, ради чего люди, фонды, корпорации готовы финансировать убыточные компании, даже ценой отложенной прибыли на 10, 20, 30 лет. Со временем очень многие станут прибыльными и завоюют большую часть рынка. Да, какая-то часть этих компаний окажется пузырями, но международные инвесторы готовы вливать миллиарды в компании, которые идут в новые направления и захватывают новые сферы, а значит их приоритетом становится — формирование рынка, а не «быстро отбитые вложения».
Возьмем, к примеру, Uber и Lyft — большая стоимость на рынке акций, но убыточность по всем фронтам
Например, на первый взгляд безопаснее покупать акции Bayer, которые еще в 1899 году получили патент на изготовление Аспирина — понятного, доказанного и эффективного продукта. Но вместо этого инвесторы, от мала до велика, покупают акции Tesla, которая только во втором квартале 2021 года впервые получила прибыль. Как результат, в октябре капитализация американского производителя электромобилей превысила отметку в $1 трлн.
Поэтому сейчас цель каршеринговых компаний — захватить рынок и стать мейнстримом, а уже потом начинать зарабатывать деньги. Для этого они сотрудничают с гигантами автомобилестроения, чтобы дотянуться как можно ближе к потребителю.
Каршеринг приучает пользователей как к новому формату проката авто, так и к новому формату потребления:
- клиент платит за использование, а не за машину.
- привыкает к марке авто (долгому trial за небольшие деньги).
- покупает машину «по кускам» (платит 5 евро за одну поездку вместо того, чтобы купить авто за 30 тысяч евро) .
- сервис разгружает города на фоне все более строгих норм выбросов в Европе и Северной Америке и растущей загруженности дорог.
В связи с этим миллиардные инвестиции двух автогигантов Daimler Benz и BMW в построение инфраструктуры городской мобильности и развитие каршерингового сервиса ShareNow не что иное как долгосрочная инвестиция и дальновидные шаги на опережение.
Почему украинские инвесторы еще не зарабатывают на каршеринге
Украинский инвестиционный рынок пока не настолько развит — он все еще довольно ламповый, с небольшим количеством игроков. Ситуацию с инвестированием в Украине, не только по отношению к каршерингу, можно сравнить с рынком недвижимости. Местные фонды вкладывают в то, что выгодно, что в перспективе может подорожать. Что выгоднее — вложиться в домик в глухом селе за $5 тыс. или в квартиру в Киеве на Крещатике за $2 млн?
Украинским инвестфондам выгоднее вложиться в зарубежный проект только потому, что там рынок по определению больше, особенно американский — ведь если компания открылась в США и заявляет, что будет работать в США и открывать филиалы по всему миру, очевидно, что ее стоимость будет расти, а цена украинской компании расти не будет.
И еще момент — в Америке компания может заявить, что будет выходить на рынок Африки и только на одной этой новости собрать $1,5 млрд. В Украине на подобное заявление, максимум — похлопают в ладоши и скажут: окей, давай иди. Компания выйдет на рынок со $100 тыс. и ничего не сделает — возможности рынка не позволят.
Как начать инвестировать в Украину
Пример таких компаний как Delfast (краудфандинг) и Оптика 1st (пассивная франшиза) показывает, что обычные люди — не фонды, готовы становиться инвесторами, готовы вкладывать деньги в проекты. Компании собрали $3,5 млн и $8 млн соответственно, не c фондов, а с обычных людей.
Но единственное, что сдерживает полномасштабную волну инвестиций от населения — законодательные ограничения. Как только будут приняты законодательные акты, защищающие как инвесторов, так и компании, в которые инвестируют, очень скоро инвестрынок зашевелится и начнет развиваться. Люди с потоком денег, который у них есть, своими инвестициями составят конкуренцию инвестиционным фондам и начнут их разворачивать с американского рынка на украинский. Покажут, что на локальном рынке гораздо выгоднее вкладывать.
Читайте также:

Тарас Гетманский Голубой океан. Потенциал и перспективы каршеринга в Украине
Давайте не забывать, что в Америке, основные инвесторы — обычные люди и за счет них рынок и существует. Там у людей гораздо больше инструментов для инвестирования, так как в банках очень низкая доходность. И пока в Украине нет этих инструментов, мы будем и дальше кормить иностранные рынки деньгами. А самое главное: украинцы готовы. Потому что на данный момент у них есть только два инструмента для инвестирования: отнести деньги в банк или купить недвижимость. Поэтому цены на недвижимость растут так же быстро, как падают процентные ставки в банках. Потому что нет других простых законных инструментов для инвестирования.
Сейчас хотят добавить третий инструмент — покупку акций (например, через приложения Альфа-банка, Mono банка). Правда, мы снова будем покупать акции зарубежных компаний: от Украины здесь разве что — наше приложение. Это как иметь магазин электроники, который продает иностранные товары, вместо локальных производителей.
На что обращать внимание инвесторам
Наблюдать за тем, как каршеринг развивается в мире и в Украине. Отслеживать новости из мира технологий. Сейчас даже не принципиально, кто и где их развивает — продвинутый программист в селе или компания городских парней в гараже. Когда-то Tesla, Apple, Facebook и им подобные начинались с маленьких гаражей.
Каждый год ездить на Давосский Всемирный форум и приглашать зарубежных инвесторов в Украину — этого недостаточно. Никто не приедет, потому что сначала посмотрят, как мы сами двигаем рынок.
Вывод
Каршеринг — индустрия условно убыточная, но перспективная для миллиардных инвестиций во всем мире. Нашему весьма практичному рынку такие вещи понимать тяжело, даже несмотря на то, что локальный Getmancar — прибыльный кейс.
Но на мировых рынках, особенно на американском, инвесторы смотрят не на прибыль, а на новые технологии, перспективные рынки, капитализацию компаний и долгосрочные перспективы.
Также огромным толчком для развития внутреннего рынка инвестиций станет принятие законов, которые поспособствуют созданию новых инвестиционных инструментов для населения. Возможность законно инвестировать и получать возмещение даст толчок для качественного роста рынка не только в сырьевом направлении, но и в развитии финтех-отрасли. Инвестфонды, в свою очередь, поймут, что разделив компанию на акции, заработают больше и начнут активно действовать внутри страны.