Мы в соціальних мережах

Facebook

Showreel

Video

www.newscast.com.ua носить виключно інформаціоний характер и не несе відповідальність за вміст інших сайтів. Всі авторскі права дотриманні.
  • Источники

  • Категории

ВЕРНУТЬСЯ

Пять правил. Как работать с личным финансовым планом

Пошаговая инструкция для тех, кто хочет взять свою жизнь под контроль.

20/05/2021, 09:03:49

Куда снова подевались деньги? Вопрос, который время от времени задает себе большинство из нас, независимо от уровня доходов и стиля жизни. Если вы не исключение, попробуйте оцифровать свою жизнь и наладить, таким образом, финансовый менеджмент.

Вот несколько эффективных шагов.

Шаг 1

Посчитайте свой день

Попробуйте посчитать, сколько вы зарабатываете в день. И сравнить с тем, сколько вы в день тратите. Так вы хотя бы поймете, по карману ли вам ваш стиль жизни. Как правило, подобный анализ служит мощным стимулом что-то изменить в жизни или хотя бы заставляет задуматься.

Вы видите, что в день зарабатываете, к примеру, 1 тыс. гривен, и вам явно этого не хватает. Поставьте цель зарабатывать 2 тыс. гривен в день. Если вы не понимаете пока, каким образом удвоить доход, это верный сигнал: нужно вылезать из ракушки и расширять кругозор: спросить, как другие зарабатывают, оценить возможности в своей профессиональной сфере, в смежных сферах или освоить что-нибудь принципиально новое.

Шаг 2

Сделайте ежедневный финансовый контроль привычкой

Повторяйте процедуру, как минимум, пятьдесят дней. Желательно — в одно и то же время. Установите в смартфоне напоминание. Вечером в спокойной обстановке подведите итоги, уделите этому минут пятнадцать: зафиксируйте факт поступлений и факт расходов. Посмотрите на цифры, подумайте над ними, сравните с предыдущим днем. Лично мне удобнее работать с финансовым планом утром.

У американского учителя тибетского буддизма, писателя Майкла Роуча, я позаимствовал интересный термин: кофемедитация. Все просто: пьешь кофе и сосредотачиваешь свои мысли на конкретной задаче. И хотя кофе я пью все реже, кофемедитация за чашкой ароматного чая и с личным финансовым планом перед глазами — моя многолетняя неизменная привычка.

Шаг 3

Систематизируйте статьи поступлений и расходов

Прошло почти два месяца — теперь, изучая свои ежедневные записи, вы можете разделить и систематизировать статьи поступлений и расходов: повторяющиеся и ситуативные. Пришло время оформить их в документ, состоящий из двух основных столбцов, обозначенных соответствующим образом.

В столбец «поступления» попадут: заработная плата, дополнительные доходы, нерегулярные доходы (от продажи какого-нибудь имущества, например), займы. В столбце «расходы»: регулярные траты, нерегулярные траты, обслуживание займов (проценты по кредитам), прочее.

Не плодите много статей — группируйте их. Если же, наоборот, какая-то статья слишком запутана и непонятна, расшифруйте ее. Важно: этот документ — ваш инструмент, и он должен быть максимально вам понятен и функционален.

В статью «прочее» попадают траты в рамках несущественной для вас суммы, о которой вы сами с собой договорились. К примеру, если в месяц вы зарабатываете 100 тыс. гривень, то в «прочее» попадет две-три тысячи гривень: чай, кофе, обед в ресторане, ситуативная покупка, разовый выезд на такси и т. д. Но если в этом пункте есть регулярные траты, лучше их поместить на видное место. У меня так было с массажем спины. Время от времени возникает потребность в этой услуге. Я проанализировал, что в течение длительного периоды дважды в месяц приглашал к себе массажиста. Эти расходы фиксировались в «прочем». Я вынес массаж в отдельную строку. Такие вещи выявляются с течением времени — не спешите сразу разложить все по полочкам, будьте гибкими.

Шаг 4

Составьте долгосрочный план

Опираясь на оцифрованный факт, вы можете составить долгосрочный план. Начните с месяца, затем замахнитесь на год. В документе теперь будет четыре столбца: план и факт в «поступлениях» и аналогично — в «расходах».

Чем дальше горизонт планирования, тем менее детализированными должны быть статьи в плане. И наоборот. К примеру, в годовом бюджете: пять доходных статей и тридцать расходных.

Составление плана — ответственная работа, требующая сосредоточения. Ее выполнение занимает около четырех — пяти часов.

Шаг 5

Контролируйте план и управляйте им

Ваша жизнь в цифрах — перед глазами. Пусть не все, но многое теперь можно взять под контроль. Свой финансовый план я храню в папке на Google Диск, чтобы в любой момент можно было его открыть при необходимости. Обязательно открываю раз в месяц.

Вообще, без воспитанной в себе привычки фиксировать факт, все предыдущие шаги и проделанная работа теряют смысл. Факт позволяет не только взять финансовый аспект своей жизни под контроль, но и управлять им. Я смотрю на свой оцифрованный год и задаюсь вопросом: устраивает ли он меня? Не слишком ли он скучный и монотонный? Возможно, в него стоит добавить немного фейерверка: праздников, поездок, отдыхов.

Но если на фейерверк не хватает денег, на чем можно было бы сэкономить, или какие есть возможности для увеличения доходов? Еще грустнее, если я планировал фейерверк, но не смог в итоге себе его позволить. Извечный вопрос «куда подевались деньги»? Ответ — в статье «прочее». Она неожиданно выросла до состояния «Ого!» Не корю себя и не ругаю — анализирую, делаю выводы, корректирую. Оказывается, что свой фейерверк я проел в ресторане и раздарил в подарках. Точка роста, повод что-то изменить в привычках.

Интересная статья — займы. Опираясь на финансовый план и факт, несложно посчитать, во сколько обходится обслуживание кредитов, как сильно вы переплачиваете за продукты и услуги, и что могли бы приобрести в перспективе года на сумму фактической переплаты.

Видя картину в целом, вы можете управлять затратами, перенаправлять их из одной статьи в другую, регулировать количество и качество фейерверков, просто расставляя приоритеты, действуя осознанно.

Управление касается не только расходов, но и поступлений. В первом шаге я уже говорил о том, что намерение увеличить доход порождает возможности. Посмотрите на варианты масштабнее — в перспективе месяца, квартала, года.

Читайте также:

Григорий Овчаренко Почему украинцы боятся даже незначительных финансовых колебаний?

В середине 2000-х я пытался накопить на квартиру и MBA. Работая с личным финансовым планом, я мог оценить, насколько должны вырасти мои доходы и где — сократиться расходы, чтобы я мог реализовать задуманное. Корректируя расходы, я перестал платить за других в ресторанах, в целом изменил подход к питанию — оно стало более здоровым и обходилось мне при этом дешевле. С другой стороны, я открыл для себя дополнительные источники заработка — ими стали тренинги и финансовый консалтинг.

Сейчас, когда мое финансовое положение позволяет мне существенно больше, чем пятнадцать лет назад, я продолжаю работать как с расходами, так и с поступлениями. К примеру, в моем финансовом плане очень активна строка «незапланированные поступления». Я смело вписываю в нее плюс 50%, плюс 100%, однажды обнаглел и вписал плюс 300% в течение года, не понимая, как этот план будет реализован. Если вы открыты возможностям, они появляются в вашей жизни самым неожиданным образом.

Расхоже мнение, что обеспеченные люди легко тратят деньги и не обременяют себя жестким контролем. Это заблуждение. Во многом капитал этих людей и возможность жить красивой жизнью — результат финансовой дисциплины и работы с приоритетами на уровне привычки. Мой друг, состоятельный человек с богатой коллекцией раритетных автомобилей, уже лет двадцать не изменят своей привычке. Каждый раз, рассчитавшись в ресторане, он записывает на лист бумаги или салфетку уплаченную сумму, сворачивает и бросает в портфель. Раз в неделю он извлекает все записи и систематизирует их в своем финансовом плане. Бывает, мы не видимся год-два. Затем встречаемся — у него все по-старому. «Почему не записываешь в смартфон?» — спросил я его как-то, выходя из ресторана. «Привычки не любят, чтобы им изменяли», — пожал плечами мой друг, усаживаясь за руль коллекционного авто за 100 тыс. долларов.

Источник:NV

Поделиться :