Посткарантинный девелопмент. Что происходит на рынке недвижимости?
Чему строительная отрасль научилась за время пандемии.
Уже почти полтора года мир живет в новой реальности, где на входе в супермаркет у вас могут измерять температуру, а зайти в закрытое помещение с незнакомыми людьми без медицинской маски считается плохим тоном. Коронавирус повлиял на всех без исключения. На кого-то больше, на кого-то меньше, но нет ни одного человека, чья жизнь не поменялась бы из-за пандемии.
То же самое и с бизнесом. В той или иной степени каждая компания ощутила влияние COVID-19. Украинские девелоперы не стали исключением. Вынужденные остановки строительства из-за карантинных ограничений, болезнь сотрудников, уменьшение уровня продаж недвижимости — все это стало лишь наиболее очевидными факторами, которые влияли на нашу работу.
Для кого-то кризис на рынке стал тяжелым ударом, другие восприняли его как время возможностей. В то время как одни выживали, наиболее смелые компании воспользовались этим временем для расширения — если не сейчас, то в будущем.
В пандемийный период ситуация на рынке жилой недвижимости столицы развивалась по довольно интересному сценарию. Кроме очевидного влияния коронавирусного кризиса отрасль пострадала от банкротства ряда крупных застройщиков столицы в 2019—2020 годах. С учетом того, что еще свежи воспоминания о новостройках Войцеховского, эти события существенно подорвали доверие ко всей отрасли и девелоперам, как явлению.
Читайте также:

Руслан Спивак Глобальная картина короткими тезисами
Основной проблемой прошлого года, очевидно, стало тотальное сокращение продаж. В марте-апреле, в начале локдауна, активность на рынке практически прекратилась. Инвесторы заняли выжидательную позицию. Новых проектов было крайне мало — в большей степени компании сосредоточились на старых объектах, заложенных в 2019 году и в более ранний период. При этом строить с сохранением динамики смогли компании, которые имели финансовый резерв или смогли наладить продажи в период локдауна. Многие застройщики замедлили темпы строительства — кто-то из-за карантинных ограничений, кто-то из-за снижения объемов финансирования. Часть компаний пробовала привлечь покупателя скидками и акционными предложениями. Но помогло это не всем. Некоторым пришлось пойти на крайние меры — сокращение персонала. Другие при этом воспользовались ситуацией, чтобы заполучить к себе в штат специалистов, которые при других обстоятельствах были бы недоступны на рынке труда.
Но уже летом рынок стал оживать. Люди адаптировались к реалиям нового мира и начали реализовывать отложенный весенний спрос. К началу осени «первичка» вернулась к докарантинным показателям продаж, а цены потянулись вверх, увеличившись примерно на 10%.
Выросли и объемы строительства. Несмотря на сложный период, потребление стройматериалов значительно возросло. Например, бетона за 2020 год использовали примерно на 5% больше, чем в 2019-м.
Сейчас ситуация выглядит таким образом: цены на столичную недвижимость выросли за год на 20%. При этом тенденция сохраняется, и в 2022-ом нельзя исключать сценарий, при котором мы увидим показатель 2008 года, когда стоимость квадратного метра доходила до $3 тыс. Основная причина такого тренда — это подорожание ключевых для строителей материалов: уже упомянутого бетона, арматуры, пластика, дерева и многого другого. Дело в том, что восстанавливающаяся мировая экономика потребляет сырье усиленными темпами, что взвинчивает цены и подталкивает украинских производителей к соответствующему рыночной обстановке поведению.
По итогам полуторагодичной жизни при ковиде, украинские девелоперы могут вынести для себя несколько уроков. Первый из них — всегда нужно быть готовым к кризису и иметь возможность продолжать работу несмотря на неблагоприятные условия. Второй — в выигрыше остается тот, кто рассматривает кризис как возможность для развития. И третий — всегда нужно иметь хотя бы примерный план работы компании при любых, даже самых сложных обстоятельствах.
Слушайте подкаст на эту тему