Где лежат 17 млрд долларов инвестиций? — Сергей Гончаревич, управляющий партнер Capital Times, об украинском инвестиционном рынке
Управляющий партнер компании Capital Times, которая уже 15 лет работает в Украине, рассказал о развитии рынка M&A (слияния и поглощения), отношении международных инвесторов к Украине, а также о том, что нужно для быстрого роста экономики.
— Как изменился рынок M&A в Украине за последние 5 лет?
— В 2013—2014 годах рынок был на дне. За последние несколько лет он восстанавливается и развивается. Если в 2016 году в Украине было заключено 73 сделки M&A, то в последующие два года их количество колебалось на уровне 100. За год перед пандемией количество сделок превысило 140.
Украинскому сегменту рынка характерна относительно небольшая конкуренция. В Украине рынок развит не настолько хорошо, как в более богатых странах. Общий объем рынка M&A в Украине в 2020 году составил 1,2 млрд долларов.
— Как пандемия повлияла на активность рынка M&A?
— Я бы не сказал, что пандемия сильно повлияла. Если сравнивать 2019 и 2020 год, то в прошлом году в Украине было примерно на 15% меньше сделок. В количественном выражении — это 144 против 124. Зато в мире рынок в настоящее время бил рекорды, была очень высокая оценка публичных компаний.
— Какова основная причина того, что этот бум обходит Украину стороной?
— В Украине рынок только развивается. Поэтому для него характерны риски. Активность M&A значительно ниже из-за того, что Украина не очень интегрирована в мировые экономические процессы. Наше государство не входит в ЕС. В последние годы сдерживает развитие рынка и нестабильность, связанная с войной на востоке.
Влияет также инвестиционный климат в стране, инфраструктура рынка. Безусловно, сюда можно отнести и развитость финансового или фондового рынка. Кроме того, инвесторов пугает отсутствие реформ и несовершенство судебной системы.
Серьезным недостатком является то, что в Украине, с учетом family-офисов международных компаний, имеется лишь около 20 фондов, которые собирают деньги и инвестируют в компании, что очень мало. Такие компании — это активные игроки рынка, которые создают спрос на бизнесы, проводят их оценку, переговоры. В Польше или в Германии таких фондов в 5−10 раз больше.
Все это в комплексе не позволяет рынку Украины быть таким же интересным для международных инвесторов, как рынки многих западных стран.
— Насколько важную роль в развитии рынка играет публичность компаний? Могло бы наличие фондового рынка оживить рынок?
— Мы проводили исследования по этому поводу. Поток инвестиций, который могли бы привлечь бизнесы в Украине, если бы большинство компаний были бы публичными — от 17 до 30 млрд долларов.
Как это работает? По прогнозам, ВВП в Украине в 2021 году будет на уровне 170 млрд долларов. Если проанализировать рынки стран-соседей, где работает фондовый рынок, можем предположить, что капитализация бизнеса в Украине могла бы составить примерно 40%.
Доля акций, размещаемых на бирже — около 25%, и эта сумма заходит на счет компаний. По минимальным подсчетам — это 17 млрд долларов.
А это — новые рабочие места, налоги, зарплаты. Все вместе это могло бы привести к двусмысленному показателю экономического роста. Можно только представить, что было бы, если бы в Украине несколько лет подряд экономика росла более чем на 10%.
— Что нужно, чтобы это появилось?
— Инфраструктуру на рынке создает государство. Она формирует законодательное поле, правила игры. Основным драйвером изменений должно стать правительство. Если бы было больше практических шагов, кроме заявлений, которые делал премьер-министр Денис Шмыгаль по развитию фондового рынка, то был бы результат.
Инициатива должна идти сверху вниз. Правительство должно помогать игрокам рынка. Последние 7−8 лет из-за того, что мы проходим период унификации законодательства с европейским, должны появиться инструменты, которые помогают развивать рынок, а не наоборот его сужать.
— В прошлом году в Украине успешно проходила малая приватизация. В этом году есть надежда, что так же успешно стартует большая приватизация. Насколько эти процессы будут влиять на рынок M&A?
— Определенную активность, безусловно, это создаст. Это правильные шаги и правильный подход, чтобы сформировать инвестиционный ландшафт, привлечь инвесторов, которые готовы покупать и модернизировать предприятия.
Но приватизация — это лишь одно из направлений M&A-рынка. Глобально нужно улучшать инвестиционный климат, заниматься привлечением прямых инвестиций, создавать условия для новых инвестиционных фондов внутри страны и помогать улучшать фондовый рынок.
— Какие сферы в Украине являются самыми интересными для иностранных инвесторов?
— Если оценивать рынок М&A, то в прошлом году сектор ТМТ (технологии, медиа, телекоммуникации) стал самым активным в 2020 году в результате интереса иностранных инвесторов к местным компаниям. 35 из 124 сделок М&A за прошлый год приходилось на ІТ-сектор. Почти 60% сделок — это иностранные инвестиции.
По итогам 2020 года, 22 украинских стартапа привлекли более 125 млн долларов инвестиций. Знаковым соглашением 2020 стало приобретение крупного украинского телеком-провайдера Volia компанией Datagroup.
Рост произошел и в секторе пищевой промышленности. Он непосредственно связан с запуском приватизации — было закрыто 17 сделок по продаже активов концерна «Укрспирт». В 2021 году процесс приватизации более 30 отдельных подразделений «Укрспирта» продолжается.
Сектор сельского хозяйства был одним из тех, которого меньше всего коснулась эпидемия COVID-19, что позволило ему по-прежнему оставаться в топе по количеству сделок.
Существенное падение количества сделок произошло в секторе энергетики. В частности, из-за снижения тарифа на «зеленую» энергетику и несоблюдения обязательств Украины относительно выплат инвесторам.
— Расскажите о наиболее знаковых кейсах, которые сопровождала ваша компания.
— В прошлом году мы закрыли сделку между компанией OREXIM и мировым лидером в сфере производства, переработки и экспорта сельскохозяйственной продукции — Glencore Agriculture по продаже крупнейшего в Украине морского терминала по перевалке подсолнечного масла Эвери.
Знаковым для нас является инвестиционный кейс по строительству крупного зернового терминала компанией Orexim, где мы привлекли крупного инвестора — компанию POSCO Daewoo.
Этот проект можно назвать одним из флагманских не только для нас, но и для рынка. Мы привлекли более 30 млн евро финансирования на строительство зернового элеватора. Это соглашение мы сопровождали от начала до конца, помогали компании справляться со всеми сложностями.
Мы — как врачи на финансовом рынке. Самолечением, конечно, можно заниматься, но когда речь идет о чем-то серьезном, то лучше обратиться к профессионалам.
Впоследствии OREXIM поставила нам задачу привести стратегического партнера, который позволит обеспечить грузопоток. Это очень важно для окупаемости проекта.
Мы пообщались с более чем десятью потенциальными партнерами, остановились на POSCO и в течение 2018−2019 годов обеспечили вхождение этой компании в проект терминала.
Мы сопровождали процесс покупки краудсорсинговой платформы IPost, которую приобрела «Новая почта». Всего в портфеле есть 33 больших закрытых соглашения и более 170 успешно реализованных консалтинговых проектов.
— В чем дополнительная ценность услуг вашей компании?
— Компании используют инструмент M&A очень редко. Для многих — это происходит раз в жизни. Для того чтобы сделать весь процесс успешным и провести это качественно, важно привлечь советника, который имеет соответствующий опыт, умеет вести сложные переговоры, работать под давлением и тому подобное.
В Украине рынок только развивается, поэтому очень часто люди не понимают ценности профессиональных консультантов. Мы — как врачи на финансовом рынке. Самолечением, конечно, можно заниматься, но когда речь идет о чем-то серьезном, то лучше обратиться к профессионалам. У нас примерно такая же роль.
Мы имеем опыт работы с различными командами. Поэтому, фактически, сотрудничество с нами — это покупка опыта. Для любой компании — это возможность провести сделку с наименьшим количеством ошибок.
Важно на первом этапе правильно оценить компанию, структурировать все процессы, провести Due Diligence (процедура детальной независимой проверки объекта инвестирования, осуществляется от имени инвесторов).
Мы помогаем согласовать ключевые условия соглашения, сформировать справедливую цену. От цены объекта и качества разработки условий соглашения и зависит ее успешность. В 40% компании не могут договориться о цене M&A сделки. Мы делаем глубокий анализ, ориентируясь на рыночные оценки, и помогаем найти компромисс.
Когда правильно проведен Due Diligence, сформирована справедливая оценка компании, то остается только работа для юристов, чтобы оформить сделку.
Например, мы сопровождали инвестиционный кейс между Intellias и Horizon Capital. Благодаря максимально быстрому привлечению Capital Times в соглашение срок от первого kick-off до подписания документов составлял 4 месяца.
Мы подключились на этапе обсуждения интереса фонда, а уже через 1 месяц вошли в процесс Due Diligence. Благодаря правильному структурированию сделки, ее финальная стоимость оказалась выше, также профессиональный взгляд и опыт помогли нам улучшить другие условия сделки для клиента. В результате все участники остались довольны.
— Если сравнивать рынок M&A Украины и Беларуси, где вы тоже работаете, где он лучше развивается? Как работает рынок в условиях политической диктатуры?
— Сравнивать эти два рынка не совсем корректно. Белорусский рынок значительно меньше. Но сейчас, учитывая политическую ситуацию, работать на этом рынке становится сложно.
В Украине значительная часть экономики находится в «тени». Это отпугивает крупных институциональных инвесторов. В Беларуси такого нет. Этот фактор часто является определяющим для крупных западных инвесторов. Почему очереди из иностранных инвесторов не стоят в Беларуси, — там другая проблема, связанная с политической ситуацией.
Справка:
Компания Capital Times 15 лет работает на рынке Украины в сфере услуг инвестиционного банкинга и инвестиционного консалтинга. За это время компания закрыла 33 сделки и реализовала более 170 консалтинговых проектов.
Capital Times предоставляет услуги по продаже компании или доли в бизнесе, покупке компании или доли в бизнесе, максимизации стоимости и расширению бизнеса, привлечению финансового и стратегического партнера, привлечению кредита, корпоративного управления. Сопровождает все процессы, связанные со сделками M&A.
В команде — 30 сотрудников. Capital Times имеет два офиса — в Киеве и Минске и является частью сети Globalscope Partners, имеющей более 50 офисов по всему миру. Сейчас компания сосредоточила деятельность на рынке M&A и подготовке компаний к этому процессу.